"И мы сохраним тебя, русская речь..."

В канун Международного дня поэзии студенты группы 172 в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» (преподаватель – доцент Соколов А.И.) посетили Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

С биографией и творчеством поэтессы мы познакомились, конечно, еще в школе и помним многие ее стихотворения. Эти знания могут казаться ненужным грузом, но лишь до тех пор, пока ты не почувствуешь их ценность – литературную и культурно-историческую. А появляется такое ощущение только в музее и лишь тогда, когда ты можешь погрузиться в соответствующую эпоху и понять взаимоотношения поэта с окружающими, мотивы, побудившие его к созданию тех или иных произведений.

Время – а с ним вынуждена была считаться Анна Ахматова, – именно время в череде событий воссоздается музейной экспозицией. Картина быта и эпохи эклектична: симбиоз архаики (старинная мебель, дореволюционные книги, обычай праздновать Рождество) и знаков новой, советской действительности (коммунальная квартира, нужда, аресты и смерти близких людей, отсутствие творческой свободы). После интересного рассказа экскурсовода Светланы Владимировны Прасоловой по-иному воспринимаются многие события в жизни и творчестве поэтессы, а хрестоматийные строки обретают свойства полифонической партитуры:

«Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».

«Здесь всё меня переживет, всё, даже ветхие скворешни».

В Музее Ахматовой чувствуешь себя как дома: какие-то экспонаты не возбраняется трогать, можно посидеть за столом в уютной гостиной. А в коридоре у гардероба вас встречают милые рыжие котики…

Небольшой опрос, проведенный в группе, показал, что художественную литературу читает большинство студентов. Из классики предпочитают Л. Толстого, М. Булгакова, И. Бунина, Ф. Тютчева, Б. Полевого, М. Шолохова, А. Ахматову и М. Цветаеву.

На вопрос, пишет ли кто-то из одногруппников стихи, коллеги отвечали неохотно, хотя подозреваю, что поэтическими экзерсисами увлекаются многие.

Вот как мои предположения прокомментировал преподаватель доц. Соколов А.И.:

«Пишут, и достаточно активно. В группах я задаю этот вопрос, и на него откликается как минимум одна робко поднятая рука. Некоторые показывают свои стихи, высылают мне на почту, ждут отклика. Литературные способности студентов необходимо раскрывать, поддерживать и поощрять. А конкурс чтецов, который проводится отделом по работе со студентами совместно со студенческим профкомом, хорошо было бы проводить параллельно с состязанием наших молодых поэтов и прозаиков. И в этом мне видится только польза».

Михневич Игорь, студент группы 172


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)