100 лет журналу учителей-словесников

На историко-филологическом факультете завершила работу Всероссийская научно-практическая конференция «Литературное произведение в пространстве современного образования», посвящённая 100-летию научно-методического журнала «Литература в школе», организованная совместно с Белгородским институтом развития образования.

В конференции приняли участие более 80 учёных, преподавателей, учителей из Москвы, Вологды, Армавира, Тулы, Сургута, Белгорода. Приветствовали участников форума проректор по заочному обучению и дополнительному образованию НИУ «БелГУ» Владимир Шаповалов, проректор по научной работе и проектированию в сфере образования БелИРО Алла Белова, декан историко-филологического факультета Педагогического института НИУ «БелГУ» Андрей Папков, главный редактор журнала «Литература в школе» Надежда Крупина, заведующая кафедрой филологического образования БелИРО Юлия Курбатова, заведующая кафедрой филологии НИУ «БелГУ» Вера Харченко.

В пленарном заседании 12 ноября участвовали доктора филологических и педагогических наук: Нина Дворяшина (доклад «Растить читателя: роль семьи в приобщении ребёнка к книге»), Евгения Райхлина («Формирование патриотического самосознания старшеклассников на основе регионального компонента содержания литературного образования»), Вера Харченко («Взаимодействие изустной и книжной культур: цитация, стилизация, сопряжение сентенций»), Т.Ф. Новикова «Скрытая теплота патриотизма…», прозвучал также доклад «Творя память Сергия Радонежского...» Тамары Донской и другие.

Красной нитью пленарных выступлений явилась мысль о развивающем и воспитательном потенциале литературы, о формировании патриотизма.

Кульминацией первого дня работы конференции стало выступление редактора журнала, кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя России Н.Л. Крупиной «Журнал «Литература в школе»: 100 лет служения Отечеству» с показом замечательного фильма об этом научно-методическом издании, входящем в число ведущих рецензируемых научных журналов.

Н.Л. Крупина поблагодарила организаторов за внимание к «Литературе в школе», призвала участников конференции делиться опытом на страницах журнала и приложения к нему («Уроки литературы»), рассказала о требованиях к присылаемым материалам. А ещё Надежда Леонидовна поведала о волнении, испытанном при встрече с архивными номерами, о том, что словесников 100 и 50 лет назад волновали те же вопросы, что и сегодня: как увлечь ребят литературой, как сберечь традицию семейного чтения, как приблизить классику к современности, какие современные тексты предлагать школьникам для ознакомления, какие педагогические инструменты и технологии применять и при этом не забыть о душе ребёнка.

В ходе круглого стола, открытого Н.Л. Крупиной и продолженного под руководством доцента кафедры филологии Е.Н. Семыкиной, речь шла о том, что наболело: сокращение часов на уроки литературы, смена ценностей в обществе и утрата интереса к чтению, не всегда обдуманные эксперименты, изматывающие учителя. Однако все сошлись в том, что учитель не беспомощен, в его силах многое, за ним – «великое русское слово», за ним Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, Блок и Ахматова, Шолохов и Булгаков, Распутин и Солженицын...

Главное, что у каждого учителя, любящего литературу, есть свой опыт, свои находки, и ими щедро делились выступавшие на секционных заседаниях, состоявшихся во второй день конференции. Направления работы конференции: «Преподавание русской литературы и проблемы читательской рецепции», «Традиции и инновации в преподавании литературы в условиях реализации ФГОС», «Информационно-коммуникативные технологии при изучении художественного произведения», «Региональный материал в пространстве литературного образования», «Музей как площадка для инновационной деятельности», – позволили включить и академические доклады, и сообщения о педагогических наработках опытных и начинающих учителей.

Практическая работа конференции литературоведов и педагогов была масштабно развернута в гимназии ¹2 г. Белгорода (директор – Заслуженный учитель РФ Э.Г. Работягова), где прошли мастер-классы, открытые уроки, творческие мастерские.

Культурная программа конференции включала посещение историко-театрального музея М.С. Щепкина, Белгородского художественного музея, прогулки по Белгороду, полюбившемуся гостям.

В третий день работы состоялось заключительное пленарное заседание, подведены итоги серьёзного и полезного, мудрого разговора о литературном образовании в современной школе.

На историко-филологическом факультете завершила работу Всероссийская научно-практическая конференция «Литературное произведение в пространстве современного образования», посвящённая 100-летию научно-методического журнала «Литература в школе», организованная совместно с Белгородским институтом развития образования.

В конференции приняли участие более 80 учёных, преподавателей, учителей из Москвы, Вологды, Армавира, Тулы, Сургута, Белгорода. Приветствовали участников форума проректор по заочному обучению и дополнительному образованию НИУ «БелГУ» Владимир Шаповалов, проректор по научной работе и проектированию в сфере образования БелИРО Алла Белова, декан историко-филологического факультета Педагогического института НИУ «БелГУ» Андрей Папков, главный редактор журнала «Литература в школе» Надежда Крупина, заведующая кафедрой филологического образования БелИРО Юлия Курбатова, заведующая кафедрой филологии НИУ «БелГУ» Вера Харченко.

В пленарном заседании 12 ноября участвовали доктора филологических и педагогических наук: Нина Дворяшина (доклад «Растить читателя: роль семьи в приобщении ребёнка к книге»), Евгения Райхлина («Формирование патриотического самосознания старшеклассников на основе регионального компонента содержания литературного образования»), Вера Харченко («Взаимодействие изустной и книжной культур: цитация, стилизация, сопряжение сентенций»), Т.Ф. Новикова «Скрытая теплота патриотизма…», прозвучал также доклад «Творя память Сергия Радонежского...» Тамары Донской и другие.

Красной нитью пленарных выступлений явилась мысль о развивающем и воспитательном потенциале литературы, о формировании патриотизма.

Кульминацией первого дня работы конференции стало выступление редактора журнала, кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя России Н.Л. Крупиной «Журнал «Литература в школе»: 100 лет служения Отечеству» с показом замечательного фильма об этом научно-методическом издании, входящем в число ведущих рецензируемых научных журналов.

Н.Л. Крупина поблагодарила организаторов за внимание к «Литературе в школе», призвала участников конференции делиться опытом на страницах журнала и приложения к нему («Уроки литературы»), рассказала о требованиях к присылаемым материалам. А ещё Надежда Леонидовна поведала о волнении, испытанном при встрече с архивными номерами, о том, что словесников 100 и 50 лет назад волновали те же вопросы, что и сегодня: как увлечь ребят литературой, как сберечь традицию семейного чтения, как приблизить классику к современности, какие современные тексты предлагать школьникам для ознакомления, какие педагогические инструменты и технологии применять и при этом не забыть о душе ребёнка.

В ходе круглого стола, открытого Н.Л. Крупиной и продолженного под руководством доцента кафедры филологии Е.Н. Семыкиной, речь шла о том, что наболело: сокращение часов на уроки литературы, смена ценностей в обществе и утрата интереса к чтению, не всегда обдуманные эксперименты, изматывающие учителя. Однако все сошлись в том, что учитель не беспомощен, в его силах многое, за ним – «великое русское слово», за ним Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, Блок и Ахматова, Шолохов и Булгаков, Распутин и Солженицын...

Главное, что у каждого учителя, любящего литературу, есть свой опыт, свои находки, и ими щедро делились выступавшие на секционных заседаниях, состоявшихся во второй день конференции. Направления работы конференции: «Преподавание русской литературы и проблемы читательской рецепции», «Традиции и инновации в преподавании литературы в условиях реализации ФГОС», «Информационно-коммуникативные технологии при изучении художественного произведения», «Региональный материал в пространстве литературного образования», «Музей как площадка для инновационной деятельности», – позволили включить и академические доклады, и сообщения о педагогических наработках опытных и начинающих учителей.

Практическая работа конференции литературоведов и педагогов была масштабно развернута в гимназии ¹2 г. Белгорода (директор – Заслуженный учитель РФ Э.Г. Работягова), где прошли мастер-классы, открытые уроки, творческие мастерские.

Культурная программа конференции включала посещение историко-театрального музея М.С. Щепкина, Белгородского художественного музея, прогулки по Белгороду, полюбившемуся гостям.

В третий день работы состоялось заключительное пленарное заседание, подведены итоги серьёзного и полезного, мудрого разговора о литературном образовании в современной школе.


Партнёр: Белгородский государственный национальный исследовательский университет