Речь эффективнее совершенствовать в начальной школе, считают педагоги

Интенсивный рост размеров предложений в письменной речи учащихся начальной школы зафиксировали педагоги ТюмГУ в результате исследования грамматического строя речи школьников. «Как показывают данные опытно-экспериментальной работы, средний размер предложения ребенка, поступающего в первый класс, составляет примерно 5 слов,–сообщила доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ТюмГУ Наталья Савкина.–Предложения из 10 и более слов в устной речи детей семилетнего возраста встречаются сравнительно редко–в 5 %. Именно во время обучения в 1–4-х классах происходит не только количественный рост, но и существенное изменение внутренней структуры предложений. Резко уменьшается употребление неполных конструкций, предложения все чаще строятся в соответствии с требованиями синтаксиса письменной речи». Как поясняет специалист, поступая в школу, ребенок владеет основными грамматическими формами, свойственными разговорно-бытовому стилю речи. Речь в интеллектуальной жизни школьника начинает выступать в разных вариантах: все большую роль играет письменный вариант речи, его стиль изменяетустную речь детей.В школе на речь ребенка влияют различные факторы: речь учителя, язык книг разных авторов, произведения художественной литературы разных жанров. В результате изучения нормированного литературного языка у детей появляются первые элементы критического отношения к чужой речи, стремление ее корректировать, искать наилучшие средства выражения. Важным показателем речевого развития служит размер законченного рассказа, сочинения. Как показали исследования педагогов ТюмГУ, устный подготовленный рассказ к концу первого года обучения состоит в среднем из 25–30 слов, а в 4-м классе–из 70–75 слов, тогда как размер письменного сочинения растет намного интенсивнее (в 1-м классе не пишут сочинения, текст второклассников состоит из 35–45 слов, а четвероклассников – из 90–110 слов). «Письменная речь–это речь обдуманная, в ней находят выражение умения и навыки учащихся,–замечает доцент.–Ужев 3-м классе удается получить тексты, по которым можно судить о возможностях собственной речи учащихся». По словам Н. Савкиной, интенсивный рост размеров предложений у обучающихся в1–4-х классахсвидетельствует о том, что в результате обучения появляется потребность выражать свои мысли в более сложных синтаксических единицах. Потому необходимосовершенствоватьметодики развития устной речи учащихся начальных классов. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Партнёр: Тюменский государственный университет