Эксперты: Сегодня русская «новая драма» травмирует читателя и зрителя

В настоящее время «новая драма» является объектом последовательного осмысления отечественным литературоведением. «Сегодня русская "новая драма" воспринимается как аксиологический эксперимент, поскольку, впитав основные постулаты "театра жестокости" Антонена Арто, она шокирует и травмирует читателя и зрителя, – считает доцент кафедры русской и зарубежной литературы ТюмГУ Лариса Кислова. – Неадекватные, маргинальные герои "новой драмы" – страдающие, агрессивные, находящиеся "на грани" – словно постоянно тестируются на человеческую состоятельность». По мнению филолога, проблема репрезентации нравственных ценностей становится ключевой в современной драматургии. Тексты представителей «новой драмы» являются перформативными, не отражающими существующую, а моделирующими новую реальность, в которой героям предстоит сделать выбор между жестокостью и милосердием, ненавистью и любовью, ложью и истиной, порабощением и свободой. Как пояснила доцент Светлана Драчёва, в текстах «новой драмы», как правило, сконцентрировано предчувствие тревоги и скрытой угрозы. «Приближение надвигающейся катастрофы создает эффект непрекращающегося кошмара, а психологические травмы героев явлены только как эпизоды, небольшие фрагменты трагической картины мира, – утверждает она. – На место героя приходит негерой, или антигерой, и возникает галерея смутных персонажей: растерянные подростки в драмах Сигарева и Богачевой; идейные параноики в пьесах Клавдиева и Вырыпаева; счастливые жертвы в мелодрамах Исаевой». Как считают филологи, провокативная и эпатажная новейшая драматургия воплощает бесконечный кошмар повседневности, обнажающий трагическую реальность, а приемы «театра жестокости» и абсурдистские тенденции создают в новейшей драматургии специфическое художественное пространство. На рубеже ХХ–ХХI веков всё это свидетельствует о наступлении третьего периода расцвета «театра жестокости». «Новейшая драма, отражающая актуальные проблемы социума, чрезвычайно репрезентативна, поскольку ретранслирует "изнанку" реальности», – заключает Л. Кислова. Статью тюменских ученых о современной драматургии можно прочитать здесь. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет