Приглашаем на публичную лекцию «"Коломб XIX века": Шеллинг и Россия»

28 ноября 2017 года в 19:00 в ауд. №47 (ул. Чернышевского, 56а) к.филос.н., доцент НИУ "Высшая школа экономики", ведущий мировой специалист по философии Ф.В.Й. Шеллинга П.В. Резвых в рамках Кантовского лектория проведёт публичную лекцию «"Коломб XIX века": Шеллинг и Россия».
Приглашаютсяe все желающие, вход свободный.

Мероприятие организовано Академией Кантиана Института гуманитарных наук при финансовой поддержке проекта по повышению конкурентоспособности вузов 5-100.

Аннотация:
Наверное, ни одно изложение истории русской философии и культуры не обходится без упоминания «русского шеллингианства». Мнение, что в ряду европейских философов XIX века, оказавших длительное и существенное влияние на русскую мысль, пальма первенства принадлежит Ф.В.Й. Шеллингу, стало почти общим местом. Но какая историческая реальность стоит за этим представлением?

Когда речь идет о философе, всегда появляется искушение рассматривать его культурное влияние, исходя прежде всего из его идей. При этом часто упускается из виду, что философ, как и любой человек, существует не в абстрактном смысловом пространстве, а в сложном социальном контексте; что идеи порождаются, передаются и воспринимаются живыми людьми, а потому невозможно понять характер влияния мыслителя, не разобравшись в том, кем и при каких обстоятельствах его идеи были перенесены в другой культурный контекст.

Мы попытаемся приблизиться к пониманию роли Шеллинга в русской культуре, всматриваясь в историю его личных контактов с различными представителями российского образованного общества. Список русских знакомств Шеллинга весьма обширен: более 20 корреспондентов, более 30 студентов и слушателей, более 20 посетителей, принятых философом у себя дома. В лекции на нескольких примерах будет показано, насколько различными могли быть ситуации, в которых завязывались и развивались русские контакты Шеллинга, и насколько разными оказывались вследствие этого форма и характер общения философа с русскими посетителями, слушателями или корреспондентами. Мы увидим, что это общение никогда не было односторонним, но всегда носило характер диалога, — будь то равноправный обмен результатами исследовательской работы или полемика по содержательным философским вопросам, официальные переговоры или деловая переписка, светское общение или личная дружба, — и попытаемся ответить на вопрос, какое значение имел этот диалог для самого философа и для формирования его представлений о России.
Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта