«В наше время еще возможно стать первооткрывателем»

Археологические раскопки, вдумчивое изучение карт и рукописей, исследование не только прошлого, но и настоящего: философии, права, обществознания, восточных языков – все это ИИГСО НГПУ. Именно его окончила героиня интервью: Ирина Козлова, магистрант второго курса НГПУ и учитель истории в Лицее № 130 им. М.А. Лаврентьева.

За время учебы Ирина побывала стипендиатом В. Потанина, победителем Международной научной студенческой конференции (МНСК) и других научно-практических конференций. По теме магистерской диссертации она выпустила восемнадцать публикаций, еще две приняты к печати. В соавторстве с научным руководителем Ирина написала статью в научном издании, рецензируемом ВАК, – «Вестнике Кемеровского университета». В интервью она рассказывает о своем увлечении историей, которое переросло в серьезную научную деятельность, а также о том, что в наше время еще возможно стать первооткрывателем.

«Когда я училась в старших классах школы, меня очень заинтересовала история нашей страны. Я стала тщательно готовиться к каждому уроку, читала различные книги по истории. К тому же, мой папа всегда любил историю. Периодически он рассказывал мне любопытные факты, которые только подогревали мой интерес. В итоге, я решила поступать в ИИГСО, который полностью изменил мои представления об исторической науке. Я узнала новые способы познания прошлого, в том числе, изучение истории повседневности, которая является объектом моего научного внимания.

За годы учебы я получила колоссальный опыт. Познакомилась с настоящими профессионалами своего дела, которые делились с нами своими знаниями, опытом, знакомили нас с основами науки. С третьего курса я стала выступать на научно-практических конференциях и публиковать статьи под научным руководством доктора исторических наук, профессора кафедры отечественной и всеобщей истории ИИГСО Натальи Николаевны Родигиной. В своей магистерской диссертации я исследую повседневную жизнь сибирских журналистов второй половины XIX – начала ХХ в., и то, как можно использовать эти знания в педагогических целях. Эта тема ранее никем не исследовалась, более того, изучение истории повседневности является одним из приоритетных направлений современной исторической науки. А значит, выбранная мной тема важна для расширения представлений об истории сибирской журналистики и формирования профессиональной идентичности современных региональных журналистов. 

Направление моей работы связано с основным научным направлением, разрабатываемым кафедрой отечественной и всеобщей истории – «Сибирь в социальном, ментальном и образовательном измерениях». Для меня важно ощущать принадлежность к авторитетной научной школе, традиции которой были заложены Екатериной Ивановной Соловьевой (ректор НГПИ с 1981 по 1988 гг. – прим. ред.). 

ИИГСО раскрыл колоссальные возможности для меня, поскольку я получила профессию, багаж знаний и опыт научной деятельности. Участие в конференциях кардинально изменило мою жизнь. Я почувствовала себя частичкой научного сообщества, стала делиться своими результатами с коллегами. Это раскрыло во мне творческий потенциал, расширило кругозор и научило выступать перед аудиторией, защищая результаты своего труда. Для меня особенно важно представлять свои исследования на конференциях ИИГСО в кругу преподавателей, студентов, аспирантов. Это дает возможность критически отнестись к своим текстам, понять сильные и слабые стороны докладов, а также осознать свои «точки роста» и определить направления дальнейших исследований. 

В ИИГСО работают замечательные преподаватели. Не просто профессионалы своего дела, но и добрые, отзывчивые люди, которые всегда выслушают и помогут в случае каких-либо затруднений. Атмосфера в институте располагает к научному труду, творчеству, сотрудничеству.

Я считаю, что будущим студентам стоит поступать в ИИГСО, поскольку институт дает возможности развиваться как в научной деятельности, так и в педагогической. Все студенты обязательно проходят педагогическую практику в образовательных учреждениях города Новосибирска, получая опыт преподавания, общения с детьми. Так было и у меня. По результатам практики я решила обязательно работать после окончания бакалавриата в школе – теперь я учитель истории в Лицее № 130. Мне захотелось быть частью образовательного процесса, обучать школьников, делиться своими знаниями, навыками. К тому же, мои родители также заканчивали педагогический вуз и работали учителями.

Благодаря своей научной деятельности, на уроках я иногда использую материалы собственных исследований – рассказываю ученикам о повседневной истории предков. 

Благодаря ИИГСО я смогла найти свое место в жизни. Спасибо родному институту за возможности».


Олег Николаевич Катионов, директор ИИГСО НГПУ, доктор исторических наук, профессор:

Невозможно выделить какое-то отдельное событие, случившиеся в жизни ИИГСО в прошлом году. Наш институт велик по количеству научных школ и направлений, связанных с гуманитарным, социальным, психолого-педагогическим образованием. В институте работает 16 докторов наук, каждый из которых помимо интенсивной научной работы возглавляет научную работу студентов. Перечисляя достижения нашего подразделения, боюсь что-то забыть и кого-то обидеть. Начнем с конференций. В апреле была проведена Всероссийская конференция (с международным участием) «Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве», посвященная памяти проф. Е.И. Соловьевой. В рамках апрельских Дней науки проводились научные мероприятия, посвященные восьмидесятилетию со дня рождения проф. Н.П. Аникеевой, историко-педагогическая мастерская «С.А. Шмаков: из прошлого в настоящее», была открыта выставка в музее НГПУ «Школа там, где учитель», прошел Восьмой Сибирский педагогический семинар, посвященный проблеме оценки качества воспитания.

Большое внимание в ИИГСО уделяется научной работе со студентами, в том числе и с иностранными. В пятый раз мы провели международную студенческую конференцию «Межкультурная коммуникация: Запад – Россия – Восток». В третий раз проводился конкурс русской песни для иностранных студентов «Далеко и близко от России: везде поют на русском языке», проводился четырнадцатый фестиваль Восточных культур «Весна с Востока на Запад» и другие.

Студенты активно участвуют в реали-зации совместных проектов с Архивной службой Новосибирской области. В 2016 –2017 гг. ИИГСО стал пилотной площадкой по апробации модуля «Методика работы вожатого в детско-юношеской организации», что позволило студентам проходить практику на пилотных площадках Российского движения школьников и работать вожатыми РДШ. 

Абитуриент ИИГСО должен «уметь учиться» всю жизнь, постоянно совершенствуя свой профессиональный уровень, быть открытым, начитанным, инициативным, ответственным, творческим, коммуникабельным, любить людей и быть готовым всегда «кусочек сердца отдавать кому-то».

Текст: Дарья Бондарь
Фото: личный архив Ирины Козловой; Евгений Малый; Василий Вагин


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет