Научно-методическая конференция

В начале февраля Методический совет Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета) организовал XLIV научно-методическую конференцию «Интеграция образования, науки и промышленности как основа повышения качества образования», посвященную актуальным вопросам совершенствования образовательного процесса.

Участие в конференции приняли деканы факультетов, заведующие кафедрами и их заместители по учебной работе, преподаватели, студенты и руководители промышленных предприятий-партнеров.

Обратившийся к участникам конференции с приветственным словом проректор по учебной и методической работеБ.В.Пекаревский отметил важность взаимодействия вузов и работодателей на всех стадиях подготовки бакалавров, специалистов, магистров. Современная жизнь диктует свои условия, и подготовка специалистов без учета требований ведущих предприятий отечественной и зарубежной промышленности зачастую ведет к серьезным проблемам при трудоустройстве выпускников.

В своем обращении к участникам конференции проректор по научной работе А.В. Гарабаджиу обратил внимание на том, что необходимо вовлекать студентов в научно-исследовательскую деятельность. Современное образование невозможно без науки. Отсутствие у студентов желания и мотивации к занятиям научной деятельностью приводит к невозможности получения ими полноценного высшего образования и к снижению эффективности образовательной организации в целом.

Первым на пленарном заседании свой доклад «Опыт и проблемы функционирования кафедры СПбГТИ(ТУ) на базе ООО «Вириал»» представил генеральный директор ООО «Вириал» В.И. Румянцев. Докладчик отметил, что среди многообразных форм сетевого взаимодействия образовательных организаций с высокотехнологичными предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями одной из наиболее эффективных является открытие вузовских кафедр на базе таких организаций. Базовые кафедры позволяют осуществлять практико-ориентированную подготовку обучающихся с использованием ресурсов организаций-партнеров, включая возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научно-исследовательской деятельности.

Примером результативной работы Санкт-Петербургского технологического института (технического университета) в области сетевого взаимодействия является создание кафедры материаловедения и технологии высокотемпературных конструкционных материалов и изделий СПбГТИ(ТУ) на базе ООО «Вириал». Организация базовой кафедры явилась логическим шагом в развитии многолетнего творческого содружества Технологического института с ООО «Вириал». Достаточно упомянуть, что ядро группы сотрудников Государственного института прикладной химии, организовавших более четверти века назад ООО «Вириал», составили выпускники Технологического института.

Заместитель директора по качеству ООО «Ассоциация медицины и аналитики» Е.Б. Аронова выступила с докладом «Сетевое взаимодействие «вуз-предприятие» при обучении студентов по направлению подготовки «Биотехнология»». Екатерина Борисовна отметила, что в соответствии с федеральными государственными стандартами по направлению подготовки «Биотехнология» объектами профессиональной деятельности как бакалавров, так и магистров являются, в том числе, различные микроорганизмы, а также приборы и оборудование для их исследований и диагностики. В связи с этим важной составляющей обучения студентов по указанному направлению подготовки, способной обеспечить высокое качество образовательного процесса, становится организация практик, практических занятий (а для магистрантов и научно-исследовательской работы), выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, ориентированных на решение актуальных научно-производственных задач, на предприятиях, имеющих современную научно-исследовательскую базу, разрабатывающих и реализующих передовые научные методики и аппаратуру.

Одним из таких предприятий является Общество с ограниченной ответсвенность "Ассоциация Медицины и Аналитики" (ООО "АМА"), которое было организовано 20 лет назад с целью разработки и производства медицинских тест-систем для in-vivo и in-vitro диагностики инфекций Helicobacterpylori (HP), вызывающей различные заболевания желудочно-кишечного тракта.

Учитывая долгосрочный положительный опыт совместной работы, в 2016 году при организационно-методической поддержке отдела сетевых форм реализации образовательных программ учебно-методического управления между СПбГТИ(ТУ) и ООО «АМА» заключено соглашение о сотрудничестве, которое вывело взаимодействие сторон на новый уровень. Успешное сотрудничество между Технологическим институтом и ООО «АМА» будет и дальше углубляться, и расширяться на основе современных форм сетевого взаимодействия «вуз-предприятие».

Декан факультета экономики и менеджмента А.П.Табурчак рассказал об опыте внедрения электронного портфолио студента, а его заместитель по информационным технологиям П.В.Чибиряк о реализации требований к единой электронной информационно-образовательной среде на факультете.

Образовательный стандарт третьего поколения предписывает обязательное формирование электронной образовательной среды и отображение личных учебных достижений студента. В образовательную практику все интенсивнее внедряется электронное портфолио, однако понимание целей и задач этого элемента электронной образовательной среды у каждого учебного заведения разное, тем более что регламентации этого явления в настоящее время не существует.

Докладчики предложили собственное видение и концепцию электронного портфолио студента, основанную на компетентностном подходе и реализуемую в настоящее время на факультете экономики и менеджмента СПбГТИ(ТУ). Было отмечено, что одной из основных задач, стоящих перед нашим институтом, является создание, развитие и совершенствованию электронной информационной образовательной среды на основе высококачественных общедоступных образовательных ресурсов, приведение в соответствие общесистемных требований к реализации основных образовательных программ, поддержание на современном уровне и квалифицированное технологическое сопровождение материальных ресурсов ее обеспечения.

Заместитель декана по учебной работеинженерно-технологическогофакультетаТВ. Украинцевав своем докладе затронула некоторые вопросы, возникающие при оценке результатов освоения основной образовательной программы в процессе проведения аккредитационной экспертизы на соответствие ФГОС ВО.

Заведующий кафедрой автоматизации процессов химической промышленности Л.А.Русинови директор центра дополнительного образования А.Н.Крылов в своих сообщениях коснулись проблемы актуализации образовательных стандартов.Актуальность данной проблемы связана с тем, что в поручениях Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года, сформулирована задача актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных программ с учетом профессиональных стандартов. Требование обновления программ высшего образования для отражения развития науки, техники и новых технологий подразумевает учет содержания соответствующих профессиональных стандартов.

С повышенным интересом был встречен доклад начальника отдела практики Н.В.Чумак - «Формирование культуры безопасности - важный компонент высшего образования». Понятие «культура безопасности производства» – многогранно и важно для предприятий - работодателей, а ее формирование является важной частью учебно-воспитательного процесса профессионального обучения, особенно при актуализации образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами.

Большинство преподавателей и сотрудников, участвующих в образовательном процессе, даже не догадываются, что «культуру безопасности» (КБ) они формировали у студентов уже много лет. Пытаясь объяснить молодому поколению, что необходимо знать теоретические основы технологического процесса, уметь квалифицированно выполнять определенные технологические операции, соблюдать инструкции и правила, установленные нормативными документами, преподаватель развивал у студентов и сознательное отношение к безопасности будущей трудовой деятельности.

Современные программы подготовки должны включать установление требований к подготовке, разработку содержания и материалов для подготовки, осуществление программы и оценку результатов, способствуя развитию теоретических, практических знаний и диагностических навыков в ключевых областях технологии с акцентом на разделы, значимые для безопасности.

Формирование культуры безопасности на различных этапах учебного процесса, может принести институту двойную пользу: во - первых, для стабильности и развития организации, осуществляющей технологический (образовательный) процесс и, во – вторых, для повышения конкурентности выпускников на современном рынке труда, нуждающемся в квалифицированных специалистах, обладающих сформированной культурой безопасности.

Ставшая традиционной конференция собрала полный зал Большой физической аудитории Технологического института. Колеги с интересом слушали выступления друг друга и задавали интересующие вопросы.

Б.В. Пекаревский


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)