Александр Каплан: «Наступила эра мозга»

21 - 27 августа Химико-биологический институт БФУ им. Канта принимал II Молодёжный научный форум "Гибридные технологии и биомедицинских приложения". Научным руководителем форума  был  Александр Каплан, доктор биологических наук, психофизиолог, профессор кафедры физиологии человека и животных, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

— Александр Яковлевич, какие впечатления остались от Нейрошколы-2016. Чего вы ожидали и что собственно получилось?

— Нейрошкола БФУ им.И.Канта - это такая новая технологическая ветвь в обучении. Обычно, как происходит в университетах? Лекции, занятия в основе образовательного процесса, а "нейрошкола" предполагает другое - это такой свободный обмен мнениями. Каждая лекция здесь не только для того, чтобы дать какие-то знания, но и еще чтобы вызвать дискуссию. 

Я, например, строю лекцию так: задаю некоторые острые темы, даже, может, провокационные, чтобы сама тема выглядела заранее интересной. Например,  можно ли читать мысли? Если регулярно читать учебные материалы по нейрофизиологии, то там в такой форме, конечно, вопрос не задается…. Но здесь есть о чём подумать, поспорить! 

В рамках форума прошло множество мастер-классов,  которые предполагали тесное, неформально общение между состоявшимися учеными и студентами. У нас все время возникали дискуссии и споры, студенты фантазировали, из этого рождались новые идеи. Это очень здорово!  Если образно говорить, то такого рода школы привносят в образовательный научный процесс творчество. Это очень продуктивно, по-моему!

— На школу приехало больше 100 участников со всей страны. Почему такой интерес именно к исследованиям в области нейротехнологий?

— Это быстро развивающийся научный тренд. Раньше, лет 10 назад, на первом месте была генетика, это была самая передовая область биологии. Казалось, ещё чуть-чуть и мы расшифруем геном человека, постигнем все тайны человеческого тела. Но оказалось, что именно  человеческий  мозг сейчас испытывает огромные нагрузки. Мы непрерывно получаем всё возрастающие потоки информации, но эволюция строила наш мозг не для таких объёмов.  Когда эволюция шлифовала его, таких активных потоков информации просто не было, к тому же человек жил гораздо меньше, поэтому в течение жизни нагрузка на мозг была в разы меньше.  

Но сейчас на наших глазах происходит изменение мозга, он подстраивается под изменения цивилизации. Именно поэтому наука столь пристально относится к изучению всех нейрофукций. Даже можно сказать, что сейчас наступила эра мозга.

Учёные задумываются, как обеспечить мозгу большую работоспособность. Например, можно искать средства, технологии, чтобы вживлять чипы в мозг, как карты памяти, чтобы увеличить его действие. Но можно пойти по пути оптимизаций возможности мозга. Например, оптимизировать подачу информации. Вам нужно что-то выучить - вы начинаете зубрить, но это неэффективно. Нужно так укладывать информационные потоки в память, чтобы потом быстро всё вспомнить. Вы замечали, что, прочитав один раз какую-то информацию, вам всё запомнилось? Это произошло потому, что правильно уложилось в памяти. А при простом заучивании информация  в памяти отложится ненадолго. Есть много других таких моментов, когда надо разобраться, как правильно должен работать мозг. Об этом мы и рассуждали, спорили с участниками школы.

— В нейрошколе участвовали не только студенты, но еще и школьники. Расскажите, как ребята проявили себя ? Не уступали ли они страшим коллегам? 

— Это очень здорово, что школа объединила ребят самых разных возрастов. И школьники, и студенты, и магистранты хорошо проявили себя. Они же здесь не случайно, чтобы оказаться на форуме, нужно было пройти конкурс, продемонстрировать свой интерес, тягу к научным исследованиям. Я очень рад, что мне посчастливилось пообщаться именно с такими заинтересованными слушателями.


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта