Как изменились подростки за последние 100 лет?

«Перемены – основа жизни», – заметил Анатоль Франс. Нравится нам или нет, а все на свете меняется, и дальновидные ученые фиксируют масштабы перемен. Вот и подростковый возраст не остался без внимания. Мы решили приглядеться к подросткам прошедшего столетия: кто знает, может быть эта картина изменений заставит нас задуматься о связи событий. Какой ум в здоровом теле? Несколько лет назад Medical News Today познакомили своих читателей с результатами исследования форм тела и размеров подростков. Основой эксперимента стало сравнение последних данных Британского института стандартов от 1978 года и современных замеров с использованием 3D-сканнера. Выяснилось, что современные дети в среднем на 5 см выше своих сверстников из прошлого. Кроме того, значительно увеличился средний вес детей: объемы тела стали больше почти на 10 см. Сегодня очень рано происходят половые изменения формы тела: уже в семилетнем возрасте видны существенные отличия в строении тела мальчиков и девочек. Тимоти Хаттон, профессор Эссекского университета, считает увеличение роста положительной тенденцией, поскольку это первичный показатель укрепления здоровья популяции. А вот в интеллектуальном развитии ребенка прогресс сомнителен: руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ отмечет критическое падение интеллекта основной массы детей вкупе со снижением общего уровня образованности и культуры. Высокий уровень демонстрируют лишь те дети, с которыми много и усиленно занимаются по специальным программам, включая работу с коучами и психологическими тренерами. Безопасность вчера и сегодня Ученые пришли к неутешительному выводу: сегодня подростки подвергаются большей опасности, чем их одногодки из прошлой эпохи. Причин множество: это и развитие технологий, и расслоение общества по материальному признаку, и ухудшение экологии, и переизбыток разнородной информации. Ни в революционное, ни в советское время не было такого количества преступлений против детей, а что такое «киднепинг» наши бабушки не знали вовсе. Однако тревогу вызывают не только внешние факторы, но и собственное поведение современного подростка. Государственная статистика ужасает: сегодня суицид занял третью позицию в списке самых распространенных причин детской смертности. 54% восьмиклассников регулярно принимают алкоголь и знакомы с наркотическими веществами. По данным официальной статистики в России 57% беременностей заканчиваются абортом, и каждый 5 аборт делает ребенок до 18 лет. Психологи отмечают, что проблемы подростков коренятся в неуправляемом, инфантильном поведении. Многие подростки не способны противостоять психологическому нажиму взрослого или сверстника. Социолог Е.В. Харитонова указывает на поразительны данные: даже в полных семьях каждый шестой подросток страдает от отвержения со стороны родителей. Позиция занятых взрослых «не до тебя» мешает ребенку повзрослеть, наработать необходимую осмысленность поведения, научиться решать проблемы, а не убегать от них в опьянение или ранние половые связи. Что делать после школы? Чем занимались ребята после школы и приготовления уроков в советское и перестроечное время? Гуляли во дворах, играли в подвижные игры, посещали бесплатные секции, кружки, бегали в кино. Выходные проходили в театре или цирке с родителями, а во время каникул можно было отлично отдохнуть в пионерском лагере. Оздоровительные лагеря не прекращали свою работу даже во время Великой отечественной войны! С 50-х годов стали популярны тематические вечера и встречи, воскресные чтения, клубы по интересам. Что делают во внешкольное время современные дети? Сидят за компьютером. Либо это соцсети, либо компьютерные игры. Рекреационная инфраструктура сегодня представлена заведениями для азартных и компьютерных игр, ночными клубами, барами и ресторанами – где здесь место подростку? Исследователи отмечают, что неорганизованный досуг провоцирует развитие отклоняющегося поведения у молодежи. Повезло тем детям, рядом с которыми сегодня находится неравнодушный взрослый, обучающий их вариантам организации свободного времени. Личная жизнь Подростковый возраст – удивительная пора постижения тайн межличностных отношений и переживания первой любви. В это время закладывается отношение к семейным ценностям, во многом определяется мировоззрение. Многие исследователи склонны противопоставлять целомудренное отношение к пробуждению половых чувств в советское время развращенному сегодня, однако реальность все же несколько сложнее. Прошлое столетие началось в «стране победившего секса»: после революции Ленин и Троцкий обсуждают пути сексуального освобождения населения, в Петрограде проводятся шествия лесбиянок, в школах вводится секспросвет. Авторитет семьи планомерно разрушается, и только к концу двадцатых годов в СССР побеждает культ долгих ухаживаний и возвышенной дружбы А что же сегодня? Главный врач СПб ГБУЗ ДКДЦ «Ювента» Павел Кротин сетует, что в соцсетях дети 11-12 с поразительной легкостью обсуждают интимные вопросы, а 15-тилетние вполне благополучные девочки часто меняют 4-5 партнера. Вкупе с этим наблюдается колоссальное разочарование в семье и семейных ценностях: из 10 тысяч опрошенных подростков свыше 2% не хотят иметь детей вовсе, у большинства наблюдается обесценивание отношений между мужчиной и женщиной. В списке ценностей «любовь» подростки разместили на последнем, 10-м, месте. Жизнь в обществе Психологи убеждены: подросткам свойственна повышенная потребность в общественном признании. Жажда приобщиться на правах равного к настоящей, взрослой жизни заставляла подростков в период Первой мировой и Великой отечественной войны рваться на фронт, в мирное советское время создавать отряды тимуровцев и коммунаров, принимать активное участие в самоуправлении школ и детских организаций. Начиная с периода «перестройки» условия для удовлетворения этой потребности разрушаются, что приводит к неутешительным последствиям. По сравнению с 70-ми годами, на 25 % снижается самооценка современных подростков, возникает гипертрофированная тяга к замкнутому образу жизни либо к общению в «стае» сверстников, проблемой становиться умение осознанно сделать выбор. Психологи констатируют: задержка личностного самоопределения вызывает развитие тревожности, агрессивности, замкнутости. В жизни подростков XXI века необходимо должен присутствовать мудрый и надежный наставник, который сумеет направить потребность в признании в русло самореализации и продуктивной деятельности. Стивен Кинг говорил, что человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. Программа сопровождения «Система выбор» учитывает все сложности нашего агрессивного и бесконечно меняющегося мира и готова предложить вашему ребенку необходимые механизмы для полноценной жизни. Записывайтесь на курс-интенсив сегодня – выбирайте осознанное завтра!
Партнёр: Смарт Курс