“Хватит меня профориентировать!” или Как понять, что с вашим ребенком все в порядке

С самого начала учебного года любой старшеклассник в любой школе нашей необъятной страны слышит от учителей предостережение, что год будет непростой, нужно готовиться к ЕГЭ, ГИА, ЕМЭ, ОГЭ, ГВЭ (нужное подчеркнуть). С самого начала учебного года, на каждом родительском собрании каждый родитель старшеклассника слышит то же самое. Это понятно. Задача учителей – подготовить детей к успешной сдаче экзаменов. Для этого они задействуют все рычаги влияния, какие имеют. Взывают к совести учащихся, давят на родительскую ответственность и нагнетают, нагнетают, нагнетают. Родители в панике начинают искать репетиторов и сталкиваются с другой проблемой – какие предметы подтягивать? Какие экзамены придется сдавать? Ведь кроме обязательных, есть еще и экзамены по выбору. И они зависят напрямую от будущей специальности и требований конкретного вуза. Значит, прежде чем определиться с экзаменами, нужно выбрать будущую профессию? А это уже ответственность за большую часть своей жизни. И взять эту ответственность на себя, сделать выбор предстоит подростку уже в 13-16 лет. Ведь к экзаменам надо готовиться прямо сейчас, срочно, скорее! А то не успеем. А то не сдадим. Не поступим. Пустим жизнь под откос. Шеф, все пропало! За многолетнюю практику работы с семьями подростков, с индивидуальными запросами родителей мне удалось заметить некоторую закономерность – “зацикленность на профориентации”. Существует мнение, что если ребенок не выбрал профессию к 13-14 годам, это “недоработка” родителей, это нестандартная ситуация, которую надо срочно разрешить. Посмотрите, как по-разному  отвечают родители и дети на вопрос “Что для вас выбор профессии?” Родители: Судьба. Чем раньше определяешься. тем лучше. Важная вещь для нас. Может выбить из колеи. 5-10 лет потраченных зря. Крайне важный момент. Путь самореализации к счастью Основа жизненного успеха Подростки: Что-то что мне предстоит, но не понимаешь, как ты будешь делать Я не могу этого понять. Я не понимаю, почему этому придается такое значение Что-то очень трудное, с чем я не могу совладать. Сложное и непонятное Поиск будущего дела, в котором будут находить отражения мои ценности, качества, которые я хочу проявлять. Это самый важный выбор. Это определяет будущее Для родителей выбор профессии – это один из важнейших шагов в жизни ребенка. Если он не сделан, родители начинают паниковать и вводят в стрессовое состояние своих детей. Задумайтесь, возможно ли в подростковом возрасте понять, какая профессия станет “твоей”, что именно будет приносить тебе удовлетворение и моральное и материальное, чему ты посвятишь свою жизнь (или хотя бы часть ее)? Логика подсказывает, что нет. Просто потому, что у ребенка в 13-16 лет еще нет того опыта, который подскажет ему, что это именно то, что ему подходит идеально. Вспомните, как вы, уже будучи взрослым, с головой бросались в какое-то дело, которое, казалось, очень нравится и увлекает, но через некоторое время “перегорали”. Или, наверняка, знаете случаи, когда человек по разным обстоятельствам начинал заниматься чем-то без особого рвения, но в процессе обнаруживал, что это именно его дело. Сколько проб и ошибок вы сделали, чтобы найти свой путь? А сколько человек лишь в зрелом возрасте поняли, чем они хотят заниматься! Это может быть и 30, и 40, и 50, и больше лет. Рональд Рейган был актером. Политикой он начал заниматься уже после 50 лет. А президентом США стал, когда ему было 69! Телеведущая Екатерина Андреева переквалифицировалась в журналисты в 29 лет. А до этого она работала в отделе делопроизводства следственного управления Генеральной прокуратуры. По идее, самое лучшее время для профориентации – ранний детский возраст, когда родителю достаточно наблюдать за ребенком, отмечать его успехи и способности, что он стремится делать каждый день, о чем чаще говорит и мечтает. Но вместо того, чтобы присматриваться к способностям и склонностям ребенка, родители часто за него решают в какую секцию его отдать, в какой кружок отвести. Так, принимая за него решения в течение всей жизни, они приходят к подростковому возрасту с ребенком, который не умеет делать самостоятельный осознанный выбор и не понимает как этот выбор делать и не видит, к чему идти. Естественно, есть рынок профориентационных услуг, в основном он основан на информировании о различных возможностях и тестировании. Понятно, что эта система пытается дать таблетку, а не решение. Родитель и подросток, безусловно, уходят с распечатанным ответом теста, который уже трансформирует представление подростка о самом себе и родителя о нем, что, на самом деле, может быть ошибочным. Практически каждая семья, у которой подрастают дети, так или иначе сталкивается с подобной ситуацией. Как же выйти из нее с наименьшими потерями нервов и максимальной пользой? Я дам несколько советов. Успокойтесь и поймите, что ситуация, когда подросток не понимает, чего хочет – нормальна. Паники быть не должно, она только усугубляет напряжение. А в таком состоянии трудно даются решения даже самых простых вопросов. Проанализируйте положение дел, прежде чем делать какие-то шаги. Подумайте вместе с ребенком, какие черты его характера и личные особенности в какой профессии могут пригодиться. Должно получиться несколько направлений и вариантов. Оцените возможные варианты. Получите максимум информации о каждом из них. О будущей профессии должно быть совершенно четкое понимание. Не нужно преувеличивать ее сложность и недоступность, но и розовые очки надевать тоже ни к чему. Оцените склонность к профессии, чем предстоит заниматься, легко или сложно поступить, какие экзамены сдавать, средняя зарплата по отрасли, востребованность специалистов этого профиля. Это задачка не на один день. Сразу собрать всю информацию не получится. Ни в коем случае не давите. Не стоит реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты, семейные традиции. Это все-таки его жизнь. Вы можете помочь, поддержать, направить и осторожно поинтересоваться, готов ли он к последствиям своего выбора. Но решать и жить с этим предстоит именно ему. Помните, что этот выбор не на всю жизнь. Жизнь – это движение, все в ней меняется. Самое главное, чтобы ребенок понимал, что рано или поздно ему предстоит сделать этот выбор, и даже не один раз. Он должен осознавать, что сам ответственен за свою жизнь, что положение, когда его обеспечивают родители – временно. Во взрослой жизни нужно самостоятельно отвечать за себя, понимать последствия своего выбора. Кстати, именно такому механизму принятия решения (остановись, исследуй, выбери, сделай, поделись) мы и обучаем на наших тренингах “Система Выбор”. Ребята на примере вопроса профориентации, учатся выбирать, ставить цели, брать на себя ответственность, и пытаются разобраться в своих сильных и слабых сторонах.
Партнёр: Смарт Курс