Вверх по индивидуальной траектории

МВА МФЮА при поддержке Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) собрала за круглым столом представителей HR-комитета и отраслевой Комиссии по бизнес-образованию Ассоциации менеджеров России. Коллеги попытались разобраться, какое бизнес-образование ценно для российского рынка труда в условиях кризиса.

Дискуссия получилась яркой. Российские компании, для которых бизнес-школы обучают менеджеров среднего и высшего звена, в период кризиса работают в ситуации неопределенности. Это кардинально меняет запросы на навыки управленцев: на первый план выходят умения моментально и точно реагировать на ситуацию, то есть кризис-менеджмент, управление изменениями, управление инновациями, управление людьми. Меняются и запросы к программам обучения. «Индивидуальная траектория в образовании может стать новым трендом», - отметила модератор круглого стола Галина Романова, руководитель Центра развития карьеры студентов и выпускников МФЮА.

По мнению директора Департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций Ассоциации менеджеров Юрия Праслова, сегодня каждый сам определяет, что ему больше подходит – образование в бизнес-школе или же обучение на корпоративных программах. Популярность МВА при этом не снижается, слегка меняется лишь формат, отметил он в интервью МФЮА-ТВ: в аудиторные занятия включаются элементы дистанционных, что удешевляет проект.

По словам Натальи Починок, председателя отраслевой Комиссии по бизнес-образованию Ассоциации менеджеров, ректора РГСУ, электронное образование, действительно, дает новые возможности для взаимодействия между провайдерами образовательный программ и работодателями. На общей платформе выстраивается система обучения, в разработке и реализации которой в равной мере участвует как профессура, так и компании, заинтересованные в получении персонала, «заточенного» под ее функции. Работодатель получает возможность оценить деловые качества будущего сотрудника, инвестировать в его обучение, делегировав вузу право подготовки по известной обеим сторонам программе. И, наконец, появляется возможность оптимизировать обучение, уменьшив аудиторные часы в пользу практики на территории работодателя.

Правительство утвердило антикризисный план, который призван полностью изменить взаимоотношения бизнеса и власти, граждан и общества, пояснила она МФЮА-ТВ. Ценность образования выходит на первый план. В условиях, когда интенсивность труда повышается и на рынке труда освобождается больше число чиновников, бизнес-школы должны занять активную позицию, предложив оперативные короткие программы, которые переформатировали бы этих специалистов, настроив на работу в современных экономических условиях. В системе управления государством уже воспиталось новое поколение руководителей: они мыслят по-новому, опираются на мнение бизнеса, мнение граждан, уверена Наталья Починок. По ее словам, оптимизация на рынке труда в области среднего и высшего менеджмента представляет собой «целый пласт возможностей для бизнес-школ, которые должны отойти от базовых программ и переориентироваться в сторону обучения антикризисному управлению». Работа на этом треке может стать ответом бизнес-образования на изменения в российской экономике.

Новый тренд отметил и Владимир Морыженков, научный руководитель программы ExecutiveMBALWBМеждународной школы бизнеса Финансового университета. «Интернет убивает рабочие места, освобождая возможности для творчества, - заявил он. – Люди, способные к творчеству, нужны везде». Экономике необходимы специалисты, имеющие двойные профессии. Например, техническую специальность плюс softskills: навыки мотивации, лидерства, менеджмента, работы в команде, управления временем, проведения презентаций, продаж, личностного развития. Для обучение таковым полезно задействовать бизнес-школы, считает Морыженков.

«Образование отстает от бизнеса», - уверен Евгений Плаксенков, генеральный директор венчурной компании РЭСИИ, независимый директор ОАО «Галс-Девелопмент» и холдинга МИЭЛЬ. По его словам, образовательные программы должны быть не эксклюзивны, а инклюзивны, как  это делается во всем мире. Выигрывают те из провайдеров образовательных услуг, кто предоставляет слушателям самую свежую информацию. Мобильность, открытость и распределенная сеть, в которой все обмениваются решениями – вот, по его мнению, залог успеха. Нужно стать uber–ами нового образования, создав собственную российскую платформу бизнес-обучения. Особенно здорово будет, если на ее базе мы сможем учить китайцев, хотя бы 2% населения КНР – в этом случае мировой успех российской платформе будет обеспечен, то ли в шутку, то ли всерьез заявил Плаксенков.

Кстати, Елена Аксенова, директор Корпоративного университета гидроэнергетики компании Русгидро, фактически согласилась с Плаксенковым в части необходимости разработки своей собственной российской стратегии обучения.

Еще один тонкий момент дискуссии: что же предпочитают компании – корпоративное обучение или бизнес-школы? Этот вопрос дискутируется уже не одно десятилетие. Но здесь, похоже, мало что меняется. Компании предпочитают обучать персонал в корпоративных университетах, причем зачастую программы проходят сотрудники всех уровней. Менеджеры среднего и высшего звена, между тем, обучаются самостоятельно в стенах бизнес-школ, где бесспорным плюсом становится расширение круга общения и выход за рамки профессиональных тем, мультикультурность в широком смысле. В ходе нынешней дискуссии снова звучали разные точки зрения: бизнес-сообщество не имеет единого мнения по поводу пользы того или иного формата. И это нормально: все зависит от задач компании, от профессионального уровня менеджеров, от ситуации в экономике в целом.

Каталин Забелина, директор МВА МФЮА, полагает: бизнес-школы в большей мере ориентированы на меняющиеся запросы бизнеса, чем корпоративные университеты. «Мы организуем индивидуальные встречи со слушателями, чтобы понять и помочь понять им самим их карьерные преимущества, слабые стороны или недостатки. Затем мы составляем план действий, на которых они должны сконцентрироваться для улучшения необходимых навыков. Для одних это инновации и управление изменениями, для других – технические навыки или развитие личностных качеств». Так обучение  «настраивается» на слушателя. «У нас есть программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта и индивидуальных качеств сотрудника на рабочем месте, что критически важно для каждого менеджера, - рассказывает Забелина. - У нас основательная база технических навыков, которые студенты МВА и мини-МВА осваивают в рамках своих программ». А среди новаций МВА МФЮА – курс по инновациям и предпринимательству. Он нацелен на содействие слушателям,  имеющим перспективные бизнес-идеи. По словам Каталин Забелиной, им предлагается участие в специальной программе наставничества: «Они сотрудничают с людьми из бизнеса, уже успешно создавшими свои компании и теперь помогающими молодым лидерам избежать ловушек и ошибок, с которыми когда-то они сами столкнулись».

Дмитрий Злобин, зампред Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Нацсовета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, сообщил, что повышение производительности труда очень заботит руководство страны. По его словам, в настоящее время разрабатываются профессиональные стандарты, которым должны соответствовать сотрудник. В соответствии с этим должны корректироваться образовательные программы. На базе профессиональных образовательных стандартов создается система независимой оценки профессиональной квалификации сотрудников. И в регионах России - организуются Центры оценки квалификации.

При этом бизнес-школам и корпоративным университетам в системе оценки уровня компетенций отводится важная роль: постоянное повышение квалификации – не роскошь, а императив.








Партнёр: Московский финансово-юридический университет