Зачем ученическое самоуправление в современной школе? Часть 1.

Разрабатывая модель ученического самоуправления, вы должны одновременно готовиться к выступлению с предложениями по ее использованию перед своими коллегами  и друзьями. Независимо от ценности предлагаемых идей и убедительности ваших доводов не позволяйте себе "впасть" в состояние ложной безопасности. Внутренне согласитесь с тем, что всегда найдется сомневающийся учитель или целая группа школьников, которые будут активно сопротивляться вашим самым здравым и очевидным аргументам.

Вам необходимо иметь хорошо продуманные убедительные ответы на предполагаемые вопросы независимо от того, будут они или нет. Я предлагаю систематизировать возможные возражения ваших будущих "оппонентов" и, главное, найти содержательные доводы, которые помогут вам переубедить сомневающихся, привлечь их на свою сторону, показать все преимущества предлагаемой модели ученического самоуправления.

Мы проанализировали наиболее часто встречающиеся воз­ражения против школьного ученического самоуправления и предлагаем познакомиться с ними. Разумеется, вам нужно добавить конкретные факты, опираясь на особенности своего общеобразовательного учреждения, вспомнить о его традициях, учесть специфику контингента учащихся, отношение родителей и выпускников к вашей школе и т.д. Предлагаемые возражения – это лишь основа для создания "личной системы" аргументации, они помогут вашей фантазии найти "бесспорные" аргументы и, главное, - убедить сомневающихся в необходимости организации ученического самоуправления и перейти от дискуссии к практической реализации рассматриваемой вами модели.

Итак, возражение № 1. "Думаю, нам это не подходит".

Это самое широко распространенное возражение, которым пользуются практически все, кому просто не хочется вступать в полемику и тратить время на дискуссию с вами. Обычно эти оппоненты без всяких аргументов утверждают, что данное новшество "неосуществимо в нашем учреждении". При этом они совершенно спокойны и невозмутимы. Это достаточно удачный способ спровоцировать вас на излишнее волнение, когда вы начнете эмоционально реагировать на любые реплики, может быть даже "кипятиться": "Ну как же не подходит, ведь во многих школах уже есть ученическое самоуправление!". А в ответ снова и снова: "А нам это не подходит".

Ваши действия и аргументы. Чтобы опровергнуть этот простой довод, вам надо максимально спокойно, особенно следя за своими эмоциями, показать педагогический потенциал ученического самоуправления, убедительно продемонстрировать осу­ществимость вашего предложения. Именно к демонстрации тех возможностей, которые обладает данный педагогический феномен, как эффективная воспитательная программа. Это могут быть видеофильмы с описанием фрагментов работы органов ученического самоуправления различных школ; аналитические схемы, где систематизирован интересный опыт, результаты социологических исследований , проведенных в школах с действующей системой ученического самоуправления и реальными показателями в области успеваемости, инициативности и самостоятельности школьников и пр.

Другой полезный способ демонстрации преимуществ использования ученического самоуправления - поддержка ваших предложений со стороны тех, кто уже знаком или имеет опыт участия в организации школьного ученического самоуправления. Их выступление на педагогическом совете во время обсуждения вашей модели может стать самым лучшим способом убеждения оппонентов. Кроме того, надо иметь в виду, что именно они будут вашими ближайшими помощниками в дальнейшем. Дайте им возможностью сказать, что они считают идею ученического самоуправления вполне работоспособной в вашей школе.

Ждем ваши комментарии и аргументы, которые вы успешно используете в своей практике, когда встречаетесь с данным возражением. Адрес нашего форума молодежного самоуправления -  www.mmforum.ru  или почта – 5values@mail.ru

Завтра поговорим о возражении №2. "Мы уже пробовали это раньше".


Партнёр: Форум "Лидер молодежного самоуправления"