Одна страна – один университет?

Для кого стоит получать высшее образование? Предположительно, для самого себя и своего собственного будущего. Ведь именно нам, частным лицам, необходимо участвовать в поиске собственного места на рынке труда. А рынок труда - это конкурентная экономическая среда, которая регулируется механизмами спроса и предложения. В данной сфере существует множество способов получения преимуществ перед другими кандидатами на рабочее место, и хотелось бы надеяться, что ведущим является получение высокой квалификации и мастерства в выбранной дисциплине. Как правило, задачи в современных профессиях постоянно усложняются и требуют от работника для их решения постоянного профессионального совершенствования. Более того, усложнение и высокий уровень рабочих задач так же требуют от современного человека глубокой специализации.

Таким образом, выпускник любого вуза, не может в своих учебных и карьерных устремлениях ограничиваться получением статусной "корочки". Во всяком случае, если он желает профессионально реализовываться в той области, по которой получил образование,а не получает образование “для галочки”. Потому как работодатель нуждается не в обладателе "корочки" того или иного цвета, а в специалисте. Причем не просто в работнике, который специализирован в своей области на момент окончания обучения, а в человеке, способном постоянно развивать свои профессиональные качества. Ведь в условиях высокой динамики развития всех отраслей может оказаться, что знания, полученные за годы обучения, уже устарели и не актуальны.

Именно так зачастую и оказывается, как в случае с некоторыми государственными высшими учебными заведениями, так и в случае с негосударственными. Это общая тенденция, связанная с ускорением развития общества и научно-техническим прогрессом. Однако именно в случае с государственными вузами ситуация обстоит особенно плачевно.

Государственным в России считается высшее учебное заведение, в котором присутствуют так называемые бюджетные места. Обучение для прошедших по конкурсу должно быть абсолютно бесплатным. Во всяком случае, в условиях полного отсутствия коррупции. Наличие таких бесплатных для самих абитуриентов местобусловлено тем, что вуз не просто выдает дипломы государственного образца, но и выполняет госзаказ. Проще говоря, поставляет государству определенное количество выпускников по определенной специальности.

Кстати, примечательно, что только в странах СНГ есть «государственный» и «негосударственный» секторы образования. На Западе же приняты такие определения как «public» и «private». То есть разделение по принципу принадлежности учебного заведения государственному аппарату вообще отсутствует. Точно так же, как у западных учащихся отсутствует стереотип о самой возможности получить образование и ничего не заплатить.

В принципе само словосочетание «бесплатное образование» в условиях рыночной  экономики звучит абсурдно. Конечно, в зарубежных вузах, возможно, получение бесплатного образования, но происходит это за счет грантов, которые учебное заведение предоставляет учащемуся, обладающему потенциальными перспективами. Поскольку, как правило, денежные средства на такие гранты берутся из бюджета самого вуза, абитуриенту для их получения недостаточно просто иметь хороший аттестат. Что, как известно достаточно простая задача в условиях печально известного российского единого государственно экзамена.

Важно понимать, что за образование всегда кто-то платит. В случае с государственными высшими учебными заведениями, платит, естественно государство. А, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. И согласно мнению заказчиков образованность российских граждан не очень - то приоритетная отрасль для финансирования. Так, российский вице-премьер Ольга Голодец недавно заявила журналистам [1], что высшее образование необходимо только трети населения страны, остальные 65 % в нем не нуждаются. Согласитесь, сделать такое публичное высказывание можно никак не поинтересовавшись мнением и желанием этих 65 % граждан.

Даже если закрыть глаза на циничность подхода некоторых представителей правительства к судьбе граждан, в самой идее о жесткой связи государства и учебного заведения есть еще один немаловажный системный изъян. Ведь именно в месте такой связи встают проблемы, созданные неуклюжестью бюрократического аппарата.

В России в постсоветский период количество ВУЗов выросло в 5 раз, при этом наблюдался рост не только частных, но и государственных ВУЗов, на текущий момент в России насчитывается не менее 600 государственных вузов, не считая их филиалов [2].

С организационной точки зрения обеспечение контроля качества предоставляемого образования, и в частности госзаказа, при таком огромном количестве государственных вузов может представиться задачей близкой к невыполнимой. Однако, как всегда в таких случаях, на помощь приходит хорошо известный набор палочек-выручалочек. Основными являются две - формализация и стандартизация. Сами требования к предоставляемым знаниям стандартизируются, что сразу же снижает уровень специализации того, кому эти знания предоставляются. А проверка качества образования формализируется, что ведет к тому, что оцениваются не реальные компетенции учащихся и выпускников, а соответствие методических пособий образовательным стандартам, написанным в министерстве чиновником от науки. Что интересно, за 10 лет уже сменилось 4 поколения Федеральных стандартов, первый был предложен в 2004. Каждый следующий стандарт исправляет ошибки предыдущего, вузам приходится под новые стандарты разрабатывать все новые и новые бумаги. Все это приводит к тому, что теперь не преподаватели являются главной движущей силой, а отделы учебно-методических объединений. Административный аппарат разрастается в любом вузе. Пожалуй, никогда в эпоху докомпьютерной эры не разрабатывалось столько бумаг, сколько требуется сейчас.

Поскольку в связи с устаревшими стереотипами сохранение статуса государственного высшего учебного заведения престижно и коммерчески выгодно для его руководящего состава, создается достаточно парадоксальная ситуация. Руководству вуза становится выгоднее инвестировать собственное время и старание не в повышение реального качества образования, а в достижение гармонии с миром бумажной бюрократии. Преподавателям также становится невыгодно подходить к своей работе с инициативой и стремлением к соответствию их педагогического материала требованиям современного рынка труда. Так как такое соответствие обернется необходимостью постоянно утверждать все новые и новые методические пособия. Неудивительно, что у студентов, после погружения в подобный способ организации постижения науки зачастую отпадает какое-либо стремление к обучению.

Заложником сложившейся ситуации всегда оказывается учащийся. Иначе и быть не может, в случае если руководство вуза при принятии решений вынуждено руководствоваться интересами централизованной государственной машины, которая априори  функционирует медленнее динамично меняющегося капиталистического рынка труда и имеет весьма специфические представления о ценности высшего образования.

Устроившись однажды на работу, выпускник таких государственных вузов в худшем для него случае рискует быть уволенным, а в лучшем будет вынужден тратить массу собственного времени свободного от работы на платные специализированные курсы повышения квалификации. Причем не для того чтобы узнать что то новое, а для того чтобы переучиться практически всему заново. В итоге, даже получение якобы бесплатного высшего образования для многих оборачивается серьезными тратами денежных средств. Вот и получается, что скупой платит дважды. Время, как известно, деньги.

В сложившейся ситуации для абитуриента становится выгодным изначально поступать на платное обучение в частный вуз. Потому что руководство частного института заинтересованно в том, чтобы выпускник занял на рынке труда свое место. В противном случае количество абитуриентов со временем настолько упадет, что частное заведение просто закроется по финансовым причинам. Частный вуз, как правило, может позволить себе большую мобильность в принятии и реализации новых педагогических решений. Что становится реальным еще и потому, что у преподавателей в таких местах заработная плата зависит от непосредственной востребованности преподаваемых ими курсов. Это, конечно же, мотивирует педагога на создание действительно актуального учебного материала. При всем при этом частный институт может получить государственную аккредитацию и выдавать дипломы государственного образца, что уравнивает их с дипломами, выданными государственным высшим учебным заведением. И еще одна получаемая привилегия студентами негосударственного вуза от государства – отсрочка от армии для юношей на время обучения. Стоит при этом подчеркнуть, что наличие государственной аккредитации совершенно не предполагает, что в ВУЗе появляются бюджетные места.

К сожалению, для абитуриентов, желающих быть востребованными на рынке труда, количество бюджетных мест даже в государственных вузах будет падать сообразно ухудшению финансирования,  связанному с общей нестабильностью российской экономики. При этом в последнее время уже начала набирать обороты печальная тенденция к лишениючастных вузов аккредитации. В отличие от многолетней мировой истории получения образования не за счет государства, практика получения образования в частном учебном учреждении только совсем недавно стала развиваться в России. Ни для кого не секрет, что большинство частных российских высших учебных заведений открыли для абитуриентов свои двери только в начале 90-х годов прошлого века.

И, несмотря на всю очевидную актуальность для граждан именно такой формы получения высшего образования, согласно данным пресс-службы ведомства Рособрнадзора [3] каждую неделю в нескольких вузах приостанавливается действие государственной аккредитации с последующим вероятным запретом приема студентов на обучение и в худшем случае – лишением аккредитации. В подавляющем большинстве случаев все это происходит в угоду  концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, предусматривающей сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов — на 80% [4]по формальным поводам несоответствия оформления каких-либо внутренних положений и приказов учебного заведения требованиям МинОбрНауки, реальная эффективность учебного процесса часто вообще не проверяется. По словам теперь уже бывшего министра Дмитрия Ливанова сокращение должно произойти за счет негосударственных ВУЗов. Почему интересно?

По данным специального исследования, проведенного по заказу МинОбрНауки [5], в 2018/2019 учебному году в России с учетом демографической численности выпускников школ должно наблюдаться минимальное количество образовательных организаций высшего образования, иначе не хватит студентов на всех. К этому времени должно остаться всего 877 вузов, что на 238 меньше, чем в 2010/2011 учебном году, и практически не останется филиалов. Т.е. не честная конкуренция между ВУЗами, а превентивные меры по устранению конкурентов  - вот современная государственная стратегия в российском образовании. Оставим в стороне вопрос о том, что не предлагается при этом никаких мер по социальной адаптации сокращенного таким образом более чем на половину профессорско-преподавательского состава ВУЗов страны,в то время как бюрократический чиновничий аппарат Министерств только разрастается.

Остается лишь надеяться, что в правительстве не станут совсем игнорировать опыт зарубежных коллег. Ни у кого, например, не вызовет удивления утверждение о том, что образование в Великобритании престижно и эффективно [6]. Оно в подавляющем большинстве случаев организуется частными учебными заведениями, и стоит для некоторых учащихся достаточно больших денежных затрат. Более того, преподавательский и руководящий состав так называемой группы Рассела [7] ратует за повышение потолка стоимости обучения. Основной аргумент заключается в том, что такое повышение стоимости для богатых студентов приводит к уменьшению стоимости обучения для талантливых учащихся, при сохранении качества обучения и преподавательских зарплат. Кстати группой Рассела называют элитную группу взаимодействия двадцати четырёх главных университетов Великобритании. В совокупности на данную группу приходится 2/3 всех исследовательских грантов и финансирования исследовательских контрактов в Великобритании, 56 % всех присуждённых в Великобритании докторских степеней.

Так или иначе, время покажет, останется ли в России считанное количество громадных государственных университетов, или все же со временем будет увеличиваться количество специализированных частных вузов. Если останется несколько государственных университетов, то у них все всегда будет хорошо с любыми бюрократическими проверками. Если будет развиваться частный сектор, то у большего количества граждан будет возможность найти себя в деле своей жизни.
 

Автор:  Евгений Левша

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции сайта.


Используемые материалы:

1.      https://lenta.ru/news/2016/07/15/holodets/

2.      http://kartavuzov.ru/application/universityhttp://kartavuzov.ru/application/university

3.      http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/

4.      http://www.kommersant.ru/doc/2696986

5.      http://dinsoc.isras.ru/files/File/publ/Prognoz_2015_august_001_288_ispr.pdfhttp://dinsoc.isras.ru/files/File/publ/Prognoz_2015_august_001_288_ispr.pdf

6.      https://en.wikipedia.org/wiki/Universities_in_the_United_Kingdomhttps://en.wikipedia.org/wiki/Universities_in_the_United_Kingdom

7.      http://russellgroup.ac.uk/news/comment-on-tuition-fees/http://russellgroup.ac.uk/news/comment-on-tuition-fees/


Партнёр: Восточно-Европейский Институт психоанализа