Эссе «Роль самоуправления»

Основные черты характера, мировоззрение, взгляды на жизнь у человека формируются в школьные годы, и поэтому общество предъявляет новые требования к образовательным учреждениям. Школа сегодня не может учить только школьным предметам; ее наиболее важная задача на современном этапе - научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права.

Сегодня мы - школьники, а завтра перед нами откроются двери во взрослую жизнь, и нам предстоит самостоятельно жить и решать любые жизненно важные вопросы. По собственному опыту и по мнению друзей одноклассников знаю: ребята приходят в школу не только (а может, и не столько) за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют ученическое самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Может, и много в этом определении громких слов, но понятно одно: ребята, занимающиеся ученическим  самоуправлением, развивают, прежде всего, в себе самостоятельную и творческую личность, умеющую правильно сформулировать и изложить свои мысли, умеющую организовать остальных для какого-то общественно значимого дела. Являясь членом школьного ученического совета, я точно знаю, что ни в коем случае участники самоуправления не делают то, что не нужно другим. Ученический совет и создан для того, чтобы входящие в него ученики излагали желания всех учеников школы. Это одна из «особенностей» школьного самоуправления.

Самоуправление в школе – не столько специальная деятельность, сколько поиск демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. Сейчас большинство ребят (в том числе и в нашей школе) приходят в школу с чувством, что от них ничего не зависит. Они думают, что всё решают учителя. Но самоуправление заставляет поменять это мнение, и тогда у учеников формируется, наоборот, чувство ответственности, чувство, что они кому-то нужны, что от них зависит что-то важное, и что они не могут подвести свою команду, а главное тех, кто на них надеется, им доверяет.

Развитие самоуправления помогает ученикам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских качеств.

Каждый, кто входит в состав ученического самоуправления, безусловно, является лидером среди всех учеников. А лидер должен уметь общаться с любыми людьми, он должен найти подход к каждому, а иначе у него мало что получится. Школьное самоуправление помогает научиться подбирать правильные слова, расширять свой словарный запас, чётко формулировать мысли. В сложных ситуациях учащиеся могут познакомиться с влиятельными людьми, которые станут примером правильных отношений.

Также самоуправление способствуют сплочению коллектива, созданию в нём оптимизма, энергии. Входя в состав ученического совета, можно научиться быстро и верно принимать решения, а в будущем «оживлять» их. Для реализации большинства проектов нужна помощь, и поэтому нужно уметь привлечь людей, заинтересовать их, а позже этот коллектив сделать максимально сплочённым и дружным, чтобы работа в команде шла быстро и легко, для более успешного результата.

Ученическое самоуправление не наделено функциями администрирования, то есть оно не «дублирует» деятельность учителей, директора и его заместителя. Учащиеся делают только то, что входит в функции представляемых ими органов. Главное, как мне кажется, нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными. Мы еще учимся, и не компетентны в вопросах профессионального управления. А учителя, директор, его заместители помогают нам, членам ученического совета, в реализации очередных проектов, и тем самым учат нас чему-то новому и важному.

Слово «самоуправление» говорит само за себя, не сложно понять, что это слово означает. Самоорганизация, самоудовлетворение, саморазвитие, самооценка, самокритика. Этот ряд можно продолжать долго. Но главное в самоуправлении то, что ученик, входящий в ученический совет делает всё сам и всё для себя.

В наше время очень важно быть самоуверенным, целеустремлённым, и может быть даже чуть-чуть эгоистичным. Положительный результат какого-то дела удовлетворяет запросы ученика: начиная заниматься новым для себя делом, человек прокручивает в голове такие мысли: смогу ли я это сделать, получится ли у меня то или иное действие и т.д. С каждым успешным выполнением поставленной задачи повышается самооценка. И ученик уже радуется тому, что у него всё получилось, всё что он задумывал, сделал сам. Но бывают и неудачные результаты, и тогда ученик делает выводы, анализирует свои ошибки, а главное, учится признавать их, что также важно в современном мире.

Несмотря на многие роли школьного самоуправления, я всё-таки считаю, что главная его роль – самореализация. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение.

Многим ученическое самоуправление помогает определиться в своём будущем, выбрать себе профессию, дело, которым они хотели бы заниматься всю жизнь. Ребята, занимающиеся в ученическом самоуправлении, работая в разных направлениях деятельности, понимают для себя, что для них интересно, а что не очень. Знание того, что для тебя интересно и стремление к этому, носит немаловажный характер сейчас.

В заключение можно определить, что школьное самоуправление - это наука правильно взрослеть, сохраняя искренность и эмоциональную наполненность в общении с ровесниками и взрослыми людьми, приобретая опыт работы в коллективе и формируя внутреннюю дисциплинированность. Или, если сказать по-другому, школьное самоуправление - это наш первый жизненный опыт в определении жизненных ориентиров, правильном отношении к людям, к тому, что тебя окружает.

Ждем ваши комментарии и приглашаем на наш будущий турнир - http://turnir.mmforum.ru/


Партнёр: Форум "Лидер молодежного самоуправления"