Технологии будущего

Сегодняшнее развитие производства направлено на автоматизацию технологических процессов, при этом значение грамотного специалиста становится все больше. Основу автоматизированных систем составляют не алгоритмы и программные продукты, а знания профессионалов, способных с ними работать.

Ни для кого не секрет, что современные системы производства с каждым годом становятся все сложнее и «интеллектуальнее». Казалось бы – еще немного и они будут справляться самостоятельно. Но нет. Если раньше опытный технолог мог держать в голове все основные варианты процесса изготовления, то сейчас требуются мощные системы искусственной памяти и принятия решений, обеспечивающие оптимальный технологический процесс. И ими должен кто-то управлять. При современном активном развитии технологий, когда производственные процессы усложняются и во многом выполняются умными машинами, ценность профессионалов, способных управлять ими, только растет.

Вперед, в будущее

Развитие российского машиностроения по-прежнему остается основной стратегией в развитии промышленности. В этой сфере находят применение последние разработки науки и техники, инновационные системы, а также исследования в области проектирования и эксплуатации систем искусственного интеллекта. Только такие системы позволяют в приемлемые сроки создавать современные технологические комплексы, проектировать сложнейшие технологические процессы и средства технологического оснащения. Разбираться в этой области и использовать современные технологии и оборудование сейчас способен только специалист, обладающий широкими технологическими знаниями.

Именно на обеспечение знаний и практических навыков в области современного производства и его развития, появления новых технологий и оборудования направлено обучение по специальности «Технология машиностроения» в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (ТКУиК).

Традиции и современность

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе колледжа Наталья Борисовна Минюк рассказывает: «Это очень традиционная специальность, и специалисты в этой области востребованы всегда. Однако необходимо отметить, что сейчас производственная база предприятий постоянно обновляется, развитие технологий не стоит на месте, появляются новые машины, механизмы и оборудование, и они становятся все сложнее.

Сегодня развитие любого промышленного производства ориентировано на автоматизацию всех технологических процессов, связанных с машиностроением. То есть в первую очередь технологии связаны с использованием станков с ЧПУ, их программированием. Уверена, через несколько лет на предприятиях практически не будет токарей, умеющих только вручную вытачивать нужные детали. Не за горами тот день, когда ситуация коренным образом изменится – их заменят специалисты, способные настроить «умные станки», которые постоянно совершенствуются и усложняются. Например, будет стоять наш выпускник в белой рубашке перед пультом программного управления, следить за правильностью работы техники и при необходимости менять ее программу.

Поэтому и подготовка специалистов сейчас ориентирована на создание и эксплуатацию робототехнических комплексов, станков с числовым программным управлением. Мы готовим специалистов, которые смогут работать именно в этой области. При этом образовательный процесс, как в лабораториях, так и в аудиториях, связан с практическим освоением профессиональных знаний и умений».

Руками и головой

Технология машиностроения в наши дни – это комплексная наука, изучающая действующие при изготовлении машин закономерности для их использования в производстве новых деталей и машин заданного качества на основе применения компьютерной техники и компьютерных систем автоматизированного проектирования. В рамках развития современных технологий и их компьютерного моделирования решаются задачи повышения производительности, качества обработки деталей машин, долговечности работы инструментов.

Современное развитие машиностроения требует специалистов по технологии машиностроения с глубокими знаниями в области проектирования технологических процессов и технологической оснастки, новых форм организации и управления производством, комплексной автоматизации производственных процессов, современных станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и робототехнических систем, прогрессивных способов обработки материалов, использования вычислительной техники для исследования, проектирования и управления технологическими процессами.

– Именно поэтому, – отмечает Наталья Борисовна Минюк, – в основе обучения студентов лежит практика, но она требует хорошей теоретической подготовки. Они должны знать станки, системы обработки, управления, элементы программирования и многое другое. Это очень широкое направление. Ведь и комплекс технологий в машиностроении очень обширен, в этой области существует множество направлений. При этом многие технологии ориентированы на осуществление конкретных процессов в зависимости от целей и задач, области деятельности предприятия. Поэтому теоретическая подготовка студентов колледжа по этой специальности включает инженерную и компьютерную графику, техническую механику, материаловедение, технологическое оборудование, процессы формообразования и инструменты, технологию машиностроения и технологическую оснастку. Также студенты изучают программирование для автоматизированного оборудования, информационные технологии в профессиональной деятельности.

Современные задачи

Технология машиностроения – специальность для тех, кто стремится научиться делать что-то своими руками, кто готов управлять современными станками с ЧПУ и промышленными роботами, выполнять чертежи на компьютере, выполнять детали на станках.

Выпускник по этой специальности владеет современными компьютерными технологиями разработки управляющих программ для станков с ЧПУ, автоматизированного проектирования технологических процессов. Одной из основных задач техника является осуществление разработки и оформление технологических процессов механической обработки деталей, а также работа на сложном производственном оборудовании.

Это предполагает знание конструкций станков различных групп и сложностей, умение производить наладку станков. То есть специалист должен уметь настраивать кинематические цепи, подбирать и выполнять размерную настройку инструментов, создавать и вводить управляющие оборудованием программы, осуществлять метрологическую поверку изделий.

– Наш выпускник должен уметь программировать станки с числовым программным управлением, – уточняет Наталья Борисовна. – Это его профессиональная задача, и мы к этому его готовим. Например, нужно на токарно-фрезерном станке с программным обеспечением обработать конкретную деталь. Станок – это железо, и для выполнения определенных задач ему необходимы «мозги». Их вкладывает наш выпускник, разрабатывая программу работы, для производства или обработки деталей. Значит, необходимо знать существующие системы программного обеспечения и уметь их эксплуатировать, а при необходимости – и перепрограммировать. В лабораториях колледжа, которые оснащены самым современным оборудованием, изучаются технологии машиностроения, начиная с основ – сначала станки и оборудование для простой механической обработки. В последующем осваивают программируемую технику. В результате к моменту окончания обучения ребята становятся специалистами широкого профиля в области технологий машиностроения. А практические навыки в определенных направлениях машиностроения приобретают не только в лабораториях колледжа, но и во время практики на предприятиях.

Тех же, кто успешно проходит практику, предлагают трудоустройство сразу после окончания обучения. Выпускников ждут на предприятиях машиностроительного комплекса в механических и механосборочных цехах и лабораториях, технологических и конструкторских бюро и других отделов заводов, предприятий на должностях техника-технолога, техника-конструктора по технологической оснастке, техника-механика по ремонту технологического оборудования, а также на рабочих местах, где уровень квалификации специалиста требует среднего профессионального образования. ОАО «Кировский завод», ОАО ЛОМО, ОАО «Штурманские приборы», ООО «Северный технопарк», ЗАО НПФ «Петротех», ЗАО НПО «Флейм», ОАО НПП «Сигнал», «Техмаш», ОАО «Приборостроительный завод «Вибратор», ОАО «Арсенал» – вот далеко неполный список заводов, где трудятся ребята, окончившие Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции по специальности «Технология машиностроения».


Партнёр: Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции