Дистанционное обучение: кому и когда оно необходимо

Итак, допустим, сделано технико-экономическое обоснование, и решение о внедрении принято. На что теперь обратить внимание? С чего начать?
 
Ответ будет совершенно неоригинальным: с цели. До того как что-то приобретать и устанавливать, необходимо ответить на следующие вопросы.
  • Кого вы будете учить?
  • Чему?
  • Как часто?
  • Какие результаты вы хотите получить в результате обучения?
  • Как вы определите, что достигли этих результатов?
 
И только если вы ответили на эти вопросы, можно переходить к изучению рынка, поиску и анализу существующих систем организации дистанционного обучения для последующего выбора платформы ДО и принятия решения о ее внедрении.
 
Для того чтобы выбор был максимально осознанным и затраты окупились быстрее, необходимо решить, какие функции вам нужны. Иначе говоря, человек, принимающий решение, должен сначала определиться, что предполагается:
  • разрабатывать контент;
  • доставлять (транспортировать) контент;
  • доставлять контент и обучать;
  • доставлять контент, обучать, сертифицировать и выдавать диплом, то есть давать образование.
Здесь тоже появляются свои истории.
 
Основная и типичная ошибка: фокусирование непосредственно на информационных технологиях в ущерб содержанию. Часто руководители считают, что главное − установить систему, а дальше «все будет идти само, автоматически». Частично они правы, хорошая платформа много умеет и сильно облегчает жизнь, но, как любая техника, она требует водителя. Если системой никто не управляет, то она, как и автомобиль, будет стоять у стенки и ржаветь.
 
История четвертая. Не все так страшно. Система дистанционного обучения может приносить очень даже неплохую прибыль, если подойти к делу по-хозяйски. Один образовательный центр, специализирующийся на подготовке к ЕГЭ, дистанционно обучает школьников. Администрация разработала для слушателей несколько тарифов (на участие в вебинарах, участие + разбор домашних заданий, просмотр вебинаров в записи и др.). Особенно интересен формат вебинаров с возможностью записи для «возрастных» преподавателей, которые уже далеко не так охотно выезжают в командировки. Педагогу достаточно прочитать лекцию один раз, после чего он получает с каждого ученика, прослушавшего ее, роялти, пусть и небольшую (по аналогии с книгоиздательским бизнесом). Как выглядит модуль для проведения вебинаров, можно посмотреть на рис. 1
 
Опыт: однако бывают ситуации, когда администрация решает экономить на выплатах авторам курсов и преподавателям. В этом случае у них резко падает мотивация к переносу своих знаний на отторгаемые носители.
 
Если вернуться от частного к общему, то системы дистанционного обучения предоставляют следующие возможности.
  • Создание единого центра подготовки персонала для подразделений и филиалов (это особенно актуально для крупных корпораций).
  • Внедрение систем управления знаниями внутри компании.
  • Обеспечение постоянного/непрерывного обучения.
  • Унификацию системы обучения, аттестации и сертификации.
  • Снижение временных и финансовых затрат на повышение квалификации.
  • Непрерывный контроль уровня знаний.
  • Интеграцию системы ДО в корпоративную систему управления персоналом.
Основные сервисы подобных систем ДО включают в себя такие опции, как:
  • ведение групп;
  • тестирование;
  • аналитическая система;
  • статистика;
  • средства общения;
  • единая база данных;
  • архив данных;
  • стандарты.
Современные платформы дистанционного обучения иногда называются системами управления обучением (LMS), иногда (чаще в корпоративном секторе) – системами управления знаниями (KMS).
 
Функционально полная платформа ДО включает в себя:
  • средства создания контента, понимаемые как программные инструменты автора, дизайнера учебного контента, в том числе текстовый, графический, мультимедийный дизайн и средства импортирования контента в обучающую среду;
  • средства управления контентом, отвечающие за наполнение, актуализацию, изменение, дополнение, авторизацию контента администратором курса и доставку контента потребителю, студенту по его запросу и/или событийному календарю курса обучения;
  • средства управления и поддержки процесса обучения, играющие роль деканата, учебного отдела со всеми известными классическими функциями зачисления, исключения студента, приостановки обучения, ведения отчетности и переписки, контроля и накопления статистики успеваемости, разнообразной статистики событий и процессов на платформе, а также приема экзаменов или проведения тестов, организации коммуникаций «учитель – студент», «студент – студент» (почта, форум, он- и оффлайн мероприятия, зачеты, семинары).

Партнёр: Компания Ракурс