Сегодня о существовании РR-менеджеров, или специалистов по связям с общественностью, наслышаны практически все, но мало кто сможет дать вразумительный ответ на вопрос, чем занимаются эти люди.
Пиар-менеджер (англ. - «общественная информация») - профессия для нашей страны относительно молодая. Появившись в России лишь вначале 90-х гг. XX века, этот род занятий до сих пор воспринимается многими как агитация, некое подобие рекламы, т. е. то, без чего вполне можно обойтись.
В нашей стране пиар чаще всего ассоциируется с политикой, однако существует и множество других направлений этой деятельности:
- кризисное,
- промышленное,
- коммерческое,
- корпоративное,
- финансовое,
- правительственное.
Кстати, в западных странах основные позиции принадлежат финансовому и кризисному направлениям, а вовсе не политическому. Но вне зависимости от сферы применения пиар - это, прежде всего с успехом сформированный имидж, удачно найденный образ, весомый авторитет.
Клиентами пиар-менеджеров могут являться организации и движения, партии и фонды, политики и бизнесмены, различные предприятия, фирмы или агентства.
Особенности профессии
В зависимости от поставленных целей специалисты по связям с общественностью, прежде всего, определяют: аудиторию, на которую необходимо оказать влияние, имидж, который сможет эту аудиторию заинтересовать и расположить к себе, а также разрабатывают и проводят мероприятия для обеспечения нужной репутации.
Они организуют презентации, встречи, интервью, пресс-конференции и телесюжеты, публикацию статей и материалов, обеспечивают информационную поддержку благотворительных и рекламных акций. Основой из основ в этом деле является работа со средствами массовой информации: газетами и журналами, радио и телевидением, Интернет-изданиями; и здесь пиар - менеджеру могут существенно помочь его личные связи и контакты в этой среде. Нередко к участию в различных проектах привлекаются известные лица страны.
Сделать карьеру специалиста по связям с общественностью совсем непросто, для этого требуются изобретательность и инициативность, аналитический ум и творческое начало, энергичность и коммуникабельность, а также немалый жизненный опыт.
PR-менеджеру необходимы знания психологии, менеджмента и маркетинга, основ юриспруденции, а также умение быстро и точно оценить ситуацию, определить общественное мнение и предусмотреть последствия возможных действий. Лишь обладая всеми этими качествами, можно создать удачный сценарий РR-кампании, провести её должным образом и добиться желаемых результатов.
Кроме РR-менеджеров специалистами по связям с общественностью можно считать пресс-секретарей различных служб, менеджеров по рекламе, сотрудников пресс-служб государственных деятелей.
Нередко в этой области приходится сталкиваться с так называемым чёрным пиаром, другими словами - с деятельностью противников и конкурентов, направленной на очернение образа и создание негативного имиджа клиента. В этих случаях нельзя обойтись без быстрой реакции, гибкости мышления, изобретательности, умения находить неожиданные, нешаблонные решения. Только так можно отразить нападки противников и добиться успеха на поприще.
Где получить образование?
Специалистов по связям с общественностью готовят сегодня во многих российских вузах. Факультеты журналистики обучают работе пресс-секретарей и сотрудников пресс-служб, а на факультетах социологии и политологии преподают пиар-анализ и пиар в сфере политики. Кроме того, на экономических и управленческих факультетах многих институтов существуют пиар - отделения в рекламе, бизнесе или управлении.
Одной из самых оригинальных и успешных пиар-кампаний в истории человечества можно считать идею о строительстве египетских пирамид. Того, кто впервые предложил фараону построить гробницу в виде гигантского четырёхгранника, можно с полным правом назвать знатоком в области пиара. Прошло несколько тысячелетий, а имя Хеопса и по сей день известно каждому.