Для будущих психологов, как и для любых других специалистов с высшим образованием, практика является неотъемлемой частью процесса обучения. Цели, объем и особенности проведения практики во многом зависят от выбранного направления подготовки. Однако, как и везде, основными видами практики студентов являются:
- Учебная практика
- Производственная (педагогическая) практика
- Преддипломная практика (научно-исследовательская и квалификационная практика)
В зависимости от вида, практика может занимать от 2 до 9 недель учебного времени.
Как правило, учебная практика проводится во втором семестре (первый курс) или в 3-4 семестре (второй курс). Её еще называют учебно-ознакомительной, так как основная цель этого вида практики – знакомство со спецификой деятельности психолога в том или ином специализированном учреждении (центры психологической помощи, школы, детские сады, больницы), наблюдение за работой уже состоявшихся профессионалов. Учебная практика помогает студентам-первокурсникам более осознанно подойти к выбору будущей специализацией.
На третьем курсе, в 6 или 7 семестре, студенты-психологи направляются на производственную практику. На этом этапе они уже активно включаются в реальную психологическую практику.
В Московском институте психоанализа (МИП) среди целей производственной практики называют:
- изучение деятельности психолога в организациях различных сфер деятельности согласно выбранной специализации
- закрепление теоретических знаний, полученных в вузе, в практической деятельности
- формирование профессиональной позиции психолога.
Студенты-психологи некоторых направлений подготовки помимо производственной проходят еще и педагогическую практику. В первую очередь она проводится на психологических специальностях, имеющих педагогическую направленность. Например, «Психолого-педагогическое образование», «Педагогика и психология девиантного поведения» и другие. Студенты специальности «Клиническая психология», однако, тоже проходят педагогическую практику. Она проводится в 8-9 семестрах, в основном в образовательных организациях (школах, детских садах или вузах).
– Целью педагогической практики является углубление у практикантов интереса к педагогической профессии; развитие педагогических навыков; воспитание стремления к более глубокому изучению психологических и педагогических дисциплин; совершенствованию своих педагогических способностей, – рассказывают представители МИП. |
Кроме того, в период практики студенты пробуют себя в качестве преподавателей психологических дисциплин.
Обучающиеся по специальности «Клиническая психология» проходят особый вид практики – супервизия. Это раздел производственной практики, который подразумевает включение студента в работу реального специализированного учреждения под наблюдением и руководством опытного специалиста (супервизора), клинического психолога. Во время супрвизии практикант отрабатывает свои профессиональные умения и навыки, а заодно может собирать материал для своей курсовой или дипломной работы.
В последнем семестре, как и все студенты вузов, будущие психологи проходят преддипломную практику. В течение времени, отведенного на этот вид практики, старшекурсники проводят научное исследование для написания квалификационной работы. Исследования проводятся опять же в процессе практической деятельности в организации, соответствующей выбранной специализации.
В процессе подготовки магистров практике отводится основная часть времени. Как правило, будущие магистры психологии проходя следующие виды практики:
- производственную
- педагогическую
- научно-исследовательскую.
Базами для прохождения всех перечисленных видов практики могут быть различные центры психологической и психотерапевтической помощи для детей и взрослых, центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, психиатрические больницы, учебные учреждения частные компании, общественные и некоммерческие организации.