Существует мнение, что репетиторы – это всего лишь дань моде, и якобы ребенку с нормальной успеваемостью они вовсе ни к чему. К сожалению, это утверждение в последнее время все реже оправдывает себя: нам нередко приходится становиться свидетелями открытых конфликтов между учителями и родителями их подопечных, последствия которых прямым образом сказываются на успеваемости детей и качестве обучения. За их устранением приходится идти на такое решение как найти репетитора. Но и для этого специалиста встает вопрос о границах его вмешательства. Ведь к репетитору обращаются за индивидуальной программой – подходом, который бы основывался на личных потребностях и пробелах ученика. Но прежде чем их определить, нужно приложить немало усилий, да и то нет стопроцентной гарантии, что что-то останется незамеченным. Действуя наверняка, репетиторы привыкли давать знания сразу по всем темам, не смотря на школьную программу, – однако такая тактика характерна далеко не для всех.
Так какова же правильная позиция: бить сразу по всем возможным «слабым» местам в знаниях ученика или же разбираться отдельно по каждому случаю? Мы узнали у наших репетиторов.
Герок Елена, репетитор-логопед, репетитор начальных классов:
«Я считаю, что репетитор обязательно должен знать не только то, что проходит ребёнок в школе, но и интересоваться, как именно объясняется та или иная тема. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы всегда иметь возможность помочь ребёнку в усвоении текущей темы и не до конца понятых вопросов. Во-вторых, чтобы определиться с тем, какие темы можно изучать с опережением, а на каких необходимо остановиться поподробнее, разобрать не спеша, основательно. В-третьих, чтобы у ребёнка сложилась единая система знаний, не было «метаний из стороны в сторону» из-за слишком разных подходов к объяснению материала. В-четвёртых, чтобы у ребёнка не возникало дополнительных проблем в школе из-за того, что дома репетитор научил его выполнять какое-либо задание (или объяснил тему) по-другому, не так, как объяснял учитель. Кроме того, изучение текущих успехов и неудач ребёнка в прохождении материала в школе позволяет оперативно провести работу над ошибками».
Болтова Юлия, репетитор английского языка:
«Если клиент хочет достичь высоких результатов в ЕГЭ и поступить в определенный вуз и это его цель, то, возможно, и не обязательно следить за тем, что происходит в школе, а идти уверенно к своей цели. А если нужно подтянуть успеваемость, то конечно ее нужно подтягивать во всех аспектах и следить за ситуацией в школе, чтоб лучше понять, что у учащегося не получается, над чем работать и в чем проблема в целом. Здесь нужна комплексная работа».
Ефремова Марина, репетитор по физике, математике, информатике:
«Независимо от того, готовлю ли я к сдаче ЕГЭ/ОГЭ или подтягиваю ученика по школьной программе, каждое занятие я начинаю с фразы: «Как дела в школе? Что вы проходили?» Ведь я не могу объяснять ученикам темы далеко вперед и отставать тоже нельзя. Каждое мое занятие с детьми состоит из основных этапов: уточнить, что пройдено; определить, что смог запомнить ученик; заполнить пробелы и отработать приобретенные знания; вспомнить и закрепить ранее пройденное. Мое мнение, что такая система очень эффективна и она приносит результаты. Задача репетитора – помощь ребенку в освоении предмета и заполнении пробелов в знаниях, а не сделать из него всезнайку».
Смирнова Елена, репетитор по истории и обществознанию:
«Я всегда спрашиваю, какие темы ученики проходят с учителем. Нет смысла дублировать материал, уточняю лишь какие-то вопросы, может, что-то было не понятно, и мы просто выполняем задания, закрепляем. Это важно, т.к. материала много и нужно успеть захватить все. А если тема уже пройдена в школе, можно сэкономить время».
Юдинцева Светлана, репетитор по русскому языку и литературе:
«Интересоваться тем, что ребёнок проходит в школе, безусловно, нужно, если «подтягиваем» по предмету. А вот если идёт подготовка к ЕГЭ, то необязательно этого делать. Считается, что уже всё пройдено (весь материал изучается до 11 класса)».
Огрызко Ирина, репетитор по математике:
«Я всегда интересуюсь, что прошли в школе, есть ли вопросы по изучаемым темам. От этого зависит подбор заданий, уровень их сложности, мои комментарии к их выполнению. Я не решаю домашние задания в полном объеме, могу ответить только на конкретные вопросы, разобрать отдельные задания. Никогда заранее не прорешиваю тематические контрольные работы».