Образец комплекта тем сочинений
- Философские мотивы лирики В.А. Жуковского. (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося.)
- Проблема нравственного выбора личности в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон".
- Какую роль в жизни человека играет мечта?
- "А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов..." (М.И. Цветаева).
- Военная агрессия - преступление против человека и человечества.
Задание
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему в объеме не менее 300 слов.
В случае выбора первой или второй темы сочинения опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
В случае выбора третьей, четвертой или пятой темы сочинения Вы можете аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Образец экзаменационного материала (изложение с творческим заданием) № И1
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск...
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.
Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
Шли мы с этим лесником по мелколесью...
Кое-где во мху попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
- Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя. Вы, говорят, вроде книги пишете? Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.
(По К.Г. Паустовскому)
(386 слов)
Задание
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка К.Г. Паустовского "Родник в мелколесье".
Передайте главное содержание текста в объеме не менее 70 слов.
2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объеме не менее 200 слов.
Если сочинение не опирается на прослушанный текст или представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.