Сегодня в высших учебных заведениях Российской Федерации реализуется более 30 000 образовательных программ. Абитуриентам необходим некий ориентир в выборе единственно актуальной для них специальности (направления).
Как правило, большая часть поступающих понятия не имеет о функциональном содержимом выбираемой ими специальности. Они не знают, что их ждёт после получения диплома, каковы перспективы трудоустройства. Большинство делают акцент на престиже вуза. Однако выбор престижного учебного заведения не всегда означает выбор перспективной специальности, где гарантировано качественное, соответствующее современным требованиям образование. Нет таких вузов, где одинаково хорошо готовили бы профессионалов по всем реализуемым специальностям. Как правило, лучше реализуются те специальности, по которым данное учебное заведение специализируется.
Многие вузы, в основном «классические университеты» готовят специалистов по нескольким УГС. Гуманитарные вузы лучше других готовят гуманитариев, а технические - инженеров, соответственно хуже - менеджеров, экономистов и тем более юристов и маркетологов.
Также следует отметить, что новые и перспективные образовательные программы качественнее преподаются молодыми вузами, нежели именитыми и опытными учебными заведениями. Первые легче подстраиваются к новым технологиям обучения.
При таком многообразии российских вузов и, предлагаемых ими образовательных программ, лучшим способом выбора будущей специальности (вуза) являются рекомендации специальных исследований, оценка экспертов.
Справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России» – и есть та самая выборка лучших образовательных программ, реализуемых высшими учебными заведениями России.
Справочник – результат уникального проекта «Лучшие программы инновационной России», организаторами которого выступили журнал «Аккредитация в образовании», Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) и Гильдия экспертов профессионального образования.
Уникальность проекта заключается в том, что выбор программ осуществлялся не на основе статистической информации и количественных показателей деятельности вузов, а экспертных оценок общественно-профессиональных сообществ.
Экспертами стали ректоры ведущих российских вузов, сертифицированные и несертифицированные эксперты, привлекаемые к оценке деятельности вуза в процессе государственной и общественно-профессиональной аккредитации, руководители учебно-методических объединений (УМО) вузов России по областям, руководители крупнейших предприятий и организаций регионов, кадровые агентства и центры занятости, которых отбирали по ряду параметров (квалификация, компетентность, территориальность, профильность образования).
Методика отбора
- Первый этап оценки лучших среди множества однопрофильных программ, реализуемых в вузах конкретного российского региона, проходил на официальном сайте проекта в форме Интернет-опроса. Респонденты могли отметить не более 10 процентов специальностей (направлений), достойных звания лучшей программы.
- Вторым этапом оценки стало обсуждение и верификация попавших в выборку программ сертифицированными экспертами и представителями УМО. Основная задача групповых дискуссий заключалась в выявлении случайных попаданий программ в перечень лучших.
В результате из 30 000 образовательных программ,
реализуемых высшими учебными заведениями, ЛУЧШИМИ признаны 2330.
Эти программы отличают высокий уровень подготовки специалистов, профессионализм профессорско-преподавательского состава, материльно-техническое обеспечение учебного процесса образовательной программы, высокий уровень и объемы выполнения финансируемых научно-исследовательских работ, подготовка специалистов высшей квалификации на основе этих научных исследований, востребованность выпускников на производстве.
«Лучшие программы инновационной России» – это справочная литература для абитуриентов, где представлена структурированная информация обо всех лучших программах. 315 специальностей (направлений) из них расписаны более подробно. На адаптированном для абитуриентов языке предоставлена ёмкая информация об особенностях и специфике обучения по отдельно взятой программе, о материально-технической обеспеченности специальности, профессорско-преподавательском составе, зарубежных стажировках и производственных практиках студентов, культурной и научной деятельности вуза, перспективах трудоустройства выпускников. Также приведены сведения о деканах факультетов, на которых реализуется конкретная программа, ректоре вуза, информация о формах и стоимости обучения и контактная информация.
На Интернет-портале www.moeobrazovanie.ru открыт общий доступ к полной электронной версии справочника. На портале представлена полная версия издания с удобным поисковиком по различным параметрам: региону, вузу, направлению науки и специальности.
Проект такого масштаба проводился впервые. Был сделан первый шаг к внедрению технологии бенчмаркинга (поиска и выявления лучшего опыта) в системе высшего образования России. Безусловно, проект заслуживает того, чтобы иметь продолжение и расширять круг его участников.
Мнение:
Виктор Исаакович Лившиц, к.т.н., Университет Бен-Гуриона, Израиль
Результаты проекта показали, что оценка качества образовательных программ является чрезвычайно востребованной и актуальной, в том числе и для самих высших учебных заведений. Такой подход позволяет выделить в системе всеобщего высшего образования и общей массы аккредитованных вузов и программ те маяки, на которые стоит равняться. Как отмечают эксперты проекта, эти программы по праву являются гордостью и золотым фондом российского образования, так как сочетают в себе лучшие традиции фундаментального образования и инновационные технологии в подготовке будущих специалистов.