О проекте
Сегодня в высших учебных заведениях России и их филиалах реализуется 32 544 образовательные программы. При таком многообразии абитуриентам необходим некий ориентир в выборе единственно актуальной для них специальности (направления подготовки).
Как правило, большая часть поступающих понятия не имеет о функциональном содержимом выбираемой ими специальности. Они не знают, что их ждёт после получения диплома, каковы перспективы трудоустройства. Большинство делают акцент на престиже вуза. Однако выбор престижного учебного заведения не всегда означает выбор перспективной специальности, где гарантировано качественное, соответствующее современным требованиям образование. Нет таких вузов, где одинаково хорошо готовили бы профессионалов по всем реализуемым специальностям. Как правило, лучше реализуются те специальности, по которым данное учебное заведение специализируется.
Из 32 544 образовательных программ, реализуемых высшими учебными заведениями, ЛУЧШИМИ признаны 2034 (6,25% от их общего количества) |
Многие вузы, в основном «классические университеты» готовят специалистов по нескольким УГС. Гуманитарные вузы лучше других готовят гуманитариев, а технические – инженеров, соответственно хуже – менеджеров, экономистов и тем более юристов и маркетологов.
Также следует отметить, что новые и перспективные образовательные программы качественнее преподаются молодыми вузами, нежели именитыми и опытными учебными заведениями. Первые легче подстраиваются к новым технологиям обучения.
Лучшим способом выбора будущей специальности (вуза) являются рекомендации специальных исследований, оценка академических экспертов и работодателей.
Справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России 2011-2012» – и есть та самая выборка лучших образовательных программ, реализуемых высшими учебными заведениями России.
Данный справочник – результат второго этапа уникального проекта «Лучшие программы инновационной России», организаторами которого выступают журнал «Аккредитация в образовании», Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) и Гильдия экспертов профессионального образования.
Напомним, что первый этап проекта был реализован в 2010 году, а результатом стало издание справочника «Лучшие образовательные программы инновационной России 2011».
Особенностью второго этапа проекта, стартовавшего в марте 2011 года, было значительное расширение круга опрошенных экспертов за счет работодателей.
Экспертами стали ректоры ведущих российских вузов, сертифицированные и несертифицированные эксперты, привлекаемые к оценке деятельности вуза в процессе государственной и общественно-профессиональной аккредитации, руководители учебно-методических объединений (УМО) вузов России по областям, руководители крупнейших предприятий и организаций регионов, кадровые агентства и центры занятости, которых отбирали по ряду параметров (квалификация, компетентность, территориальность, профильность образования).
Таким образом, число проголосовавших экспертов достигло 2000 (в 2010 – 1000 экспертов). Совершенствование технологии опроса отразилось и на количестве победителей.
Согласно результатам первого этапа проекта «Лучшие программы инновационной России», в числе лучших было на 300 программ больше.
Лучшие программы 2011-2012 года отличают высокий уровень подготовки специалистов, профессионализм профессорско-преподавательского состава, материльно-техническое обеспечение учебного процесса образовательной программы, высокий уровень и объемы выполнения финансируемых научно-исследовательских работ, подготовка специалистов высшей квалификации на основе этих научных исследований, востребованность выпускников на производстве.
На Интернет-портале www.moeobrazovanie.ru открыт общий доступ к полной электронной версии справочника «Лучшие программы инновационной России» с удобным поисковиком по различным параметрам: региону, вузу, направлению науки и специальности.
Часть программ представлена в развернутом виде. Так, можно узнать информацию об особенностях и специфике обучения по отдельно взятой программе, о материально-технической обеспеченности специальности, профессорско-преподавательском составе, зарубежных стажировках и производственных практиках студентов, культурной и научной деятельности вуза, перспективах трудоустройства выпускников.