Исследование показывает, что для российского образования характерна крайняя неравномерность распределения программ по отдельным регионам. Лидирующее место по концентрации лучших образовательных программ относительно числа всех программ вуза занимают Москва и Санкт-Петербург. Минимальный процент выделенных лучших программ – в Центральном федеральном округе.
Как показывают ежегодные исследования, наибольшим доверием у нас в стране пользуются программы в области физико-математических наук, здравоохранения, авиационной и ракетно-космической техники. Это связано с тем, что стабильно успешные направления подготовки не нуждаются в разработке новых программ, реализуются давно и пользуются популярностью у абитуриентов.
В последнее время возрастает роль естественных наук – это обусловлено и государственной политикой поддержки специальностей, приоритетных для военно-промышленного комплекса, и тем, что именно эти специальности являются основополагающим двигателем научно-технического прогресса, а значит и общественное мнение сегодня более благожелательно настроено на поддержку этих программ.
Анализ представленных сведений свидетельствует, что наибольшее число программ относится к укрупненным группам специальностей (УГС) «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки». Именно по этим направлениям подготовки ведется обучение в большинстве филиалов. И именно по этим УГС наиболее велико количество внебюджетных студентов. Процент лучших программ по этим направлениям – небольшой.
Стоит также отметить, что образовательные программы негосударственных вузов и их филиалов не получили от экспертов проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» ни одного голоса поддержки, следовательно, не вызывают доверия общественности к качеству реализации программ и получаемого выпускниками образования. Безусловно, на этом основании ни в коем случае нельзя делать далеко идущие выводы и тем более передавать информацию контрольно-надзорным органам для принятия жестких управленческих решений. Это всего лишь повод задуматься и попытаться понять причины падения доверия к качеству образования в России.