На вопросы корреспондента газеты «Туринфо» отвечает директор Молодежного центра «Юность» Андрей ЕВТУШЕНКО
1. Если сравнивать кризисные 2008 / 2009 гг., то насколько упали тогда продажи (если было падение) и когда рассчитываете достигнуть докризисного уровня?
Кризис начался 15 сентября 2009 года. А в школьном туризме бархатный сезон - октябрь. Поэтому разразившийся кризис мы пролетели, не заметив его. Реальный спад начался позднее, совпав с сезонным снижением продаж (вторая половина ноября - февраль). Тем не менее, по итогам кризисного года продажи упали на 52%.
2. Начало учебного года и приближающиеся осенние каникулы - отмечаете рост продаж туров? Когда традиционные периоды высокого спроса?
На самом деле спрос восстановился уже год назад. Регионы выходили из кризиса, а Москва и Петербург уже успели к этому времени забыть о нем. Осенью 2009 года мы зафиксировали снижение продаж на 11% по сравнению с осенью докризисного 2007 года, а осенью этого года планируем выровняться на эти 11%, выйти на докризисный уровень и закрепиться на нем. Периоды высокого спроса - октябрь (еще тепло, пока не выпал снег и мало накопившихся школьных дел), май (с его традиционно большими выходными и праздниками, как бы маленькие каникулы) и июнь (конец учебы, надо расслабиться!). Январь в эту позицию не попадает. Новогодние праздники - чисто семейное мероприятие, даже в плане путешествий. А ведь мы с вами говорим о групповом школьном туризме, не так ли?
3. За последние несколько лет произошли ли какие-либо изменения в предпочтениях заказчиков? Если да, то с чем это связываете?
Изменений я не заметил. Интересы учителей, заказывающих групповые туры все те же: Москва, Петербург, Псков – Пушкинские горы, Тула – Ясная Поляна, Брест - Минск. Единственно, ослабел интерес к Украине. Я думаю, из-за политической нестабильности, связанной с деятельностью предыдущего Правительства Украины (родители переживают, что там опасно) и высокой стоимости железнодорожных билетов (можно посмотреть на нашем сайте www.mcunost.ru в разделе Стоимость ж/д. проезда для школьников), что значительно утяжеляет стоимость всего тура.
4. Изменил ли картину спроса кризис, произошло ли смещение групп в более низкий ценовой сегмент рынка?
Кризис не привел к снижению цен на услуги (гостиницы, питание, транспорт). Однако совершенно очевидно, что из наших реальных туристических поездок почти исчезли 2-дневные туры, включающие в
себя ночевку в гостинице. Заказчики предпочитают теперь быстренько куда-нибудь съездить и к ночи вернуться домой. Теперь более популярны Ярославль и Тула с выездом от школы в 6 час утра и возвращением в 23 часа в этот же день. Родители не могут закладывать больший бюджет для раскатывания своего чада по историческим и культурным местам России.
5. Наиболее популярные маршруты школьных туров (если есть возможность, приведите данные отдельно по Москве и регионам)?
Это места, связанные с Толстым и Пушкиным, Белые ночи Петербурга, новогодние поездки к разросшемуся семейству дедов морозов (Беловежская Пуща, Великий Устюг, Петрозаводск) и их родственников: Снегурочке, Бабе Яге (Ярославская, Костромская области) и т. д. Традиционным спросом пользуется Золотое Кольцо, правда, превратившееся из-за дороговизны в посещение отдельных городов, входящих в него. Вряд ли это можно назвать кольцом!
6. Можно ли сказать, что заказчики из регионов предпочитают экономить? Отличается ли средняя цена заказа у московских заказчиков и региональных?
Заказчики из регионов не ездили какое-то время. Теперь кризис повсюду закончился, и эти поездки возобновились. Цены заказов сильно отличаются. Для москвичей и петербуржцев, а так же жителей близких с ними областей средняя цена заказа (2-дневный тур) составляет 3 – 5 тысяч рублей. Для регионов - цена заказа может колебаться в пределах 13 – 15 тыс. руб., а то и 15 – 20 тыс. руб. Что характерно, родители из таких дальних регионов охотнее отправляют своих детей в турпоездку, чем родители юных москвичей и петербуржцев. Для примера возьмем 4 дневную (время без учета дороги) поездку в Санкт-Петербург школьников из Новосибирска (можно найти на нашем сайте). Сложите все составляющие тура (для примера возьмем группу 30 + 2):
1. Тур в Санкт-Петербург (4 дня) – 6 500 руб./шк.;
2. Железнодорожный проезд (через Москву туда и обратно в плацкартном вагоне нефирменного поезда с учетом 50% скидки школьникам и бесплатного проезда руководителей группы) – 5 500 руб./шк.;
3. Питание в поезде (4 суток, завтрак-обед) – 1 500 руб./шк.
ОБЩИЙ ИТОГ: 13 500 руб.
7. Туры по России, туры выходного дня, экскурсии, туры за рубеж – наиболее предпочитаемые виды отдыха и познавательного туризма? Оцените, сколько процентов продаж в Вашей компании приходится на каждый вид.
Подавляющее большинство поездок - туры по России, которые, собственно говоря, и являются турами выходного дня. Как я уже говорил, в основном преобладают 2-дневные туры, начинающиеся и заканчивающиеся в выходные дни.
8. Насколько в этом году подорожают школьные туры (можно отдельно по турам выходного дня, экскурсионным и пр.)?
Не думаю, что подорожают. Цены гостиниц, например, очень высоки и превышают уже стоимость проживания в отеле в за рубежом, значительно проигрывая в качестве. Очень дороги некоторые музеи. В Европе и Америке сравнить не с чем, например, комплексное посещение Оружейной палаты Московского Кремля и самой территории Кремля. Так для школьной группы из 30 школьников это мероприятие обойдется в 16.100 руб. Может дорожать питание, вследствие роста цен на продукты питания из-за засухи, да и просто подбираясь к своему ценовому потолку - 10 евро, то есть 400 руб. (это средний чек обеда в европейской стране). Сейчас в российских столицах и местах массового поклонения (Ясная Поляна, Михайловское) легко можно найти питание за 200 - 220 руб.
9. Многие компании не хотят работать с детьми. Выделите основные сложности и проблемы. Что препятствует работе?
С детьми работать сложнее. Для осуществления поездки учителю необходимо предоставить в органы образования массу информации. Ее предоставление носит формальный характер: можно называть любые государственные номера и марки автобусов, фамилии водителей, данные о стаже работы водителей - это никто не проверяет. Органам образования, на мой взгляд, придали совершенно ненужные им функции. Такое огромное количество поездок осуществляется! Мжно сказать, из каждой школы ездят 2 - 3 раза в год. Поэтому провести надлежащую проверку эта структура не может. Или другое. На железнодорожном транспорте каждую детскую группу должен сопровождать врач. Решение хорошее, только никто не подумал о том, где взять столько неработающих врачей или отдыхающих в это время и желающих тащиться, пусть и бесплатно, куда бы то ни было? Ведь школьных групп перемещается очень много, а врачей не хватает даже для нормальной работы поликлиник! В поездах есть наряды милиции, а вот врача нет в составе. Были случаи во время поездок наших групп, когда врачу приходилось оказывать помощь сторонним пассажирам, а ведь он, в принципе, не обязан это делать. Врач в составе школьной группы - это еще одно утяжеление стоимости тура. Я считаю, РЖД ловко переложила эту часть своих затрат на кошелек родителей юных пассажиров.
10. Насколько сезонность учебного года (каникулы, праздники, карантин в школах) отражается на спросе?
О спросе сказано уже очень много. Полагаю, достаточно. Карантин, сезон гриппа, холод, дождь, пасмурная погода, пожары в лесу, теракт в столице (последний раз - в метро), прорыв канализации, массовое отравление кого-либо чем-либо - все это очень сильно влияет на продажи. В этом сегменте Слухи и Страх играют определяющую роль. Потому что это наши дети. Потому что учитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
11. Ваш прогноз на наступивший год?
Мы вышли к докризисным показателям по продажам. Хотя ситуация несколько иная. Поездки так же дороги, как и раньше, а у родителей наших юных клиентов в кошельках меньше денег. Да и планировать свои расходы взрослые стали более осмотрительно.
Интервью брал Владислав ДВОЕГЛАЗОВ.
20 октября 2010 года.