Газета «Туринфо», № 41 (716) 19 – 25 октября 2010 года, с. 4 – 5.
Операторы по школьному туризму надеются выйти на докризисный уровень
После 2-3-кратного падения продаж во время кризисных 2008-2009 гг., школьный туризм набирает обороты. Эксперты говорят о двукратном росте продаж относительно сентября прошлого года.
ПРОБЛЕМЫ ТУРОПЕРАТОРОВ
Законодательство налагает на подобные туры массу ограничений, что сказывается и на цене, и на сложностях организации турпродукта для школьников:
Никаких ночных переездов
«Мы не можем везти группу в ночное время, а заказав в транзитном городе гостиницу, сильно увеличиваем стоимость путевки, - рассказывает руководитель департамента внутреннего туризма компании «Домашний отдых» Дмитрий Вальянов. – Поэтому и выезжают столичные школьники чаще всего в Суздаль, Коломну, Ростов Великий, чтобы время в пути было 2 – 3 часа».
Непременный доктор
«Закладываем в стоимость и затраты на присутствие врача в группе, - добавляет генеральный директор «Согласия» Татьяна Отапенко. – Хотя преподаватель и так везет с собой аптечку и способен оказать первую помощь, а в случае серьезного ЧП все равно вызывается скорая или спасатели». Некоторые компании, ссылаясь на разрешение Роспотребнадзора, признались, что организуют тур без врача. В этом случае учитель должен предъявить организаторам документ о прохождении курсов медицинской сестры военного запаса (многие преподаватели их окончили).
Бумажная волокита
«Дополнительно для осуществления поездки школе необходимо предоставить в органы образования массу информации, - говорит Андрей Евтушенко («Юность»). – Впрочем, ее предоставление носит формальный характер: можно называть любые государственные номера и марки автобусов, фамилии водителей, данные о стаже работы водителей – это никто не проверяет. Органам образования, на мой взгляд, придали совершенно ненужные им функции».
Предъявите паспорт
По мнению экспертов, ни чиновники от образования, ни школьные учителя не знают о том, что точно должны соблюдать и требовать от турфирм. Требования классных руководителей и завучей порой ставят туроператоров в тупик: для поездки детей, которые отправились на несколько часов на экскурсию, могут потребоваться самые неожиданные документы – от копии ИНН компании до копии паспорта генерального директора.
«На самом деле спрос восстановился уже год назад, - считает директор молодежного центра «Юность» Андрей Евтушенко (Москва). – Осенью 2009 года мы зафиксировали снижение продаж на 11% по сравнению с тем же периодом докризисного 2007 года, осенью этого года планируем выровняться на эти 11%, выйти на докризисный уровень и закрепиться на нем». В «Ост Вест» говорят об увеличении продаж школьных туров на 30 % по сравнению с 2008 г., в компании «На семи холмах» - на 100 %. «Мы планируем, как минимум, отыграть 15 – 20 % падения от уровня 2008 года, как максимум – вернуться к докризисным показателям. Учебный год только начался, а у нас уже идут заказы, школы бронируют туры и экскурсии», - утверждает Дмитрий Вальянов из компании «Домашний отдых».
Глубина продаж в школьном туризме традиционно «привязана» к учебному графику – четвертям и каникулам. В сентябре в школах проходят собрания родителей, после которых и начинается бронирование туров на первую и вторую четверть, осенние каникулы и зимний отдых.
Осенние школьные каникулы (с 1 по 7 ноября), как и долгие государственные праздники (с 4 по 7) не сильно влияют на увеличение или спад продаж экскурсионных школьных программ. По словам генерального директора агентства путешествий «На семи холмах» Екатерины Верголасовой, в ноябре на празднично-каникулярные дни роста не будет: «Учителя предпочитают все же ездить в рабочие дни. Также на каникулы многие дети уезжают на отдых с родителями». В период каникул предпочитают путешествовать только школьники из регионов – группы едут в Москву и Санкт-Петербург.
Для операторов период высокого спроса – октябрь (еще тепло, не выпал снег и мало накопившихся школьных дел), а в середине ноября, по словам менеджера компании «Орфей» Елены Тапинской, начнется спад из-за холодов. Следующий подъем продаж экскурсионных программ туроператоры ждут в марте, в мае очень востребованы многодневные туры (по традиции, спрос вырастает даже на урезанные майские праздники). На зимние каникулы традиционно высок интерес к столице из-за посещения Кремлевской елки.
Как отмечают эксперты, за учебный год в среднем класс выезжает 2 – 3 раза на экскурсии. Если это тур в другой регион – то один раз на зимних или осенних каникулах. Для москвичей и петербуржцев, а также жителей близких с ними областей – средняя цена заказа (2-дневный тур) составляет 3 – 5 тысяч рублей. Для регионов стоимость такой поездки может колебаться в пределах 13 – 20 тыс. руб.
Учебную программу и планы учителей в контексте школьного экскурсионного туризма кризис подкорректировал не сильно. Пострадали в основном двухдневные туры, включающие в себя ночевку в гостинице. У московских школьников, например, теперь более популярны Ярославль и Тула – с выездом от школы в 6 часов утра и возвращением в 23 часа в этот же день.
Школьники из Москвы и регионов России путешествуют по-разному. Эксперты говорят о том, что для групп для Воронежа или Омска на первом месте – цена тура, для столичных – набор услуг и комфорт, за который их родители готовы доплатить. Сибиряки и северяне не экономят и отправляют своих детей в турпоездки большей продолжительности и с набором дополнительных экскурсий. Например, 4-дневная поездка (время без учета дороги на поезде) в Санкт-Петербург школьников из Новосибирска: для группы из 30 учеников и 2-х сопровождающих обходится родителям в 13,5 тыс. руб.
Вы откуда и куда
Чаще всего с экскурсиями по историческим местам совмещают школьные уроки истории или литературы. Экскурсия из Петербурга в Псков стоит 730 руб. с человека, в Гатчину – 290 руб., в Выборг – 560 рублей, включая трансфер, обед, экскурсионное обслуживание, в Москву – 890 руб. (один день, без учета ж/д. билетов).
Наоборот, из Москвы в двухдневное путешествие в Петербург обойдется родителям примерно в 3,5 – 4 тыс. рублей, не считая стоимости билетов на поезд (Москва – Санкт-Петербург – от 500 руб.). Говоря о билетах для школьников, Андрей Евтушенко подчеркивает, что между двумя столицами школьники путешествуют на поезде: «Один раз на моей памяти школьники из Москвы летели в Петербург самолетом. Но это исключение».
У школьников со всей России популярны Суздаль, Ярославль, Ростов Великий, Владимир. От 4 тыс. руб. стоит трехдневный автобусный тур по Золотому Кольцу (выезд из Москвы), включая проезд, питание, гостиницу.
В Москве учащимся из регионов обычно показывают ансамбль Соборной площади Кремля (100 руб./чел., каждый третий понедельник месяца российские граждане до 18 лет посещают территорию музея-заповедника и выставку в Успенской звоннице бесплатно), «Мосфильм» (85 руб./чел.), Останкинскую телебашню (300 – 450 руб./чел. В зависимости от дня недели), Третьяковскую галерею (70 руб./чел.).
Кроме того, во многих регионах силен принцип территориальности – везут туда, куда ближе. Так, из Челябинска детей на каникулы возят в Екатеринбург, из Спасска Дальнего во Владивосток и т.п.
В крупных городах с развитой промышленностью школьные группы часто бывают на городских предприятиях. Наиболее популярны кондитерские фабрики и молочные комбинаты (производящие мороженое) – стоимость таких экскурсий в Москве от 350 руб. с человека. В большинстве регионов они проходят бесплатно. Например, по словам Натальи Лысенко-Ульфановой, преподавателя школы им. И.А. Пришкольника села Валдгейм, на производственном объединении, где идет сборка телевизоров и стиральных машин в Биробиджане (Еврейская автономная область), школьникам всегда идут навстречу и показывают сборочный конвейер. Приглашают бесплатно детей в Тольятти, в порядке шефских отношений, посмотреть цеха АвтоВАЗа. На побережье Татарского пролива (порт Северная Гавань) – рыбодобывающие и перерабатывающие плавбазы с дегустацией красной икры и крабов.
Зимние туры для школьников младших классов сейчас пополнились поездками по многочисленному «семейству» Дедов Морозов и их «родственников» - Снегурочки, Бабы Яги (Ярославская, Костромская области). Великий Устюг, Беловежская Пуща, Петрозаводск. Стоимость таких программ – 3,5 – 4,5 тыс. руб. за двухдневный тур (без ж/д.). Не выезжая из Москвы (усадьба Деда Мороза в Кузьминках), можно уложиться в 350 руб.
Интерактив
Самих школьников больше всего интересуют интерактивные туры. В Коломне детей по-купечески потчуют пастилой (200 руб. билет), в Александрове они участвуют в сватовстве (от 150 руб.). В Великом Новгороде школьники могут пострелять из лука или примерить на себя деревянные колодки старорусского каторжника (4,9 тыс. руб./группа). Екатерина Верголасова («На семи холмах») отмечает: «Во Владимире наши туристы «учатся» в старорусской школе, где пишут по-старославянски, а особо непослушные могут даже постоять в углу на горохе». Как отмечают организаторы, «наказание» - по желанию самих детей – как ни странно, желающих всегда хватает.
Ценные вопросы
По словам генерального директора компании «Согласие» Татьяны Отапенко, резкого роста или падения стоимости туров нет – все укладывается в рамки инфляции в стране и сейчас цены лишь немного выше прошлогодних. В среднем в этом году на отдых учеников родителям в среднем придется потратить на 10% больше.
Сила обстоятельств
Продажи школьных туров чутко реагируют на различные внешние факторы: карантин, эпидемии гриппа, погоду (холод, дождь, пасмурные дни), пожары, теракты. Негативные инфоповоды незамедлительно отражаются на решении родителей не отпускать детей в поездку. В пиковые периоды до 70 % забронированных туров могут быть аннулированы. Слухи и страхи играют определяющую роль. «Когда объявляют эпидемии, идет жесткий запрет от директоров школ на выезды детей. Нам приходится либо переносить туры, либо искать компромиссы, - говорит Екатерина Верголасова. – Мертвым сезоном мы считаем только период сильных холодов, когда действительно тяжело вообще куда-либо ехать и многие дети болеют. В прошлом году, когда была эпидемия гриппа и многие школы закрылись, продажи по школьным экскурсиям упали на 60 %».
В сокращении.
Владислав ДВОЕГЛАЗОВ.