1. Определение критериев
Критерии оценки, представленные пользователям в виде вопросов, сгруппированы в пять разделов: «условия обучения», «учебный процесс», «преподаватели», «ожидания», «дополнительные». В анкете содержится 21 вопрос (критерий оценки). 17 вопросов ложатся в основу определения рейтинга учебного заведения, так как полностью соответствуют заявленным требованиям:
а) Критерии являются едиными для всех учебных заведений
б) Критерии охватывают все аспекты обучения в вузе, которые могут быть оценены студентами и выпускниками
в) Критерии являются простыми и понятными, что позволит легко отвечать на вопросы.
Оставшиеся 4 вопроса не входят в формулу подсчета рейтинга, так как имеют специфические параметры выборки реципиентов и не могут быть заданы всем без исключения.
2. Определение важности критериев
Определение весов показателей произведено на основании экспертного опроса. Всем экспертам было предложено определить важность критериев в сравнении одного с другим. Все критерии были разбиты на пары по системе «чемпионат». Задачей эксперта было определить более важный критерий из пары критериев. Количество пар критериев определялось по формуле:
S = (N*(N-1))/2 = (17*16)/2 = 136, где N – количество критериев
Таким образом, каждый критерий участвовал в сравнении с другими одинаковое количество раз, то есть был сравнён с другими 16 критериями по одному разу.
Победителю каждой пары критериев начислялись очки по методике «рейтинга Эло» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E9%F2%E8%ED%E3_%DD%EB%EE) со следующими параметрами:
- перед началом сравнения каждому критерию была начислена 1 тысяча баллов рейтинга.
- фактическое количество очков, используемое для расчета по методике «рейтинга Эло»: за победу – 1, за поражение – 0.
В результате сравнения всех показателей был составлен табель с результатами (весами) всех показателей. Веса, полученные в результате эксперимента, были смасштабированы таким образом, чтобы их сумма была равна 1.
В конечном итоге были получены таблицы весов всех показателей оценки мнения студентов и выпускников.
Таблица весов всех показателей оценки мнения студентов
Показатель
|
Вес, %
|
Насколько современна учебная программа на вашей специальности?
|
7,24
|
Оцените профессиональный уровень преподавательского состава.
|
6,95
|
Насколько интересна для вас учеба на этой специальности?
|
6,93
|
Как высока ценность и познавательность практических занятий?
|
6,73
|
Оцените использование современных технологий в процессе обучения.
|
6,71
|
Оцените уровень коррупции на вашей специальности.
|
6,25
|
Оцените уровень помощи преподавателей студентам в процессе обучения.
|
6,24
|
Насколько высоко качество образования в вашем вузе
относительно других учебных заведений региона?
|
6,17
|
Обучение оправдывает ваши ожидания?
|
5,92
|
Оцените учебную нагрузку и удобство графика обучения.
|
5,80
|
Оцените состояние библиотечного фонда.
|
5,48
|
Оцените уровень культуры общения преподавателей со студентами.
|
5,43
|
Оцените качество спортивных залов и сооружений.
|
5,22
|
Оцените состояние учебных помещений.
|
5,09
|
Насколько сложно было поступить в вуз?
|
4,65
|
Как вы оцениваете качество питания в вузе?
|
4,61
|
Оцените общественную деятельность студентов внутри вуза.
|
4,58
|
Таблица весов всех показателей оценки мнения выпускников
Показатель | Вес, % |
Насколько вы востребованы как специалист. Как легко было трудоустроиться? | 6,80% |
Насколько ваша профессия в данный момент связана с полученной специальностью? | 6,73% |
Как высоко котируется диплом вашего вуза в регионе? | 6,36% |
Насколько современна была учебная программа на вашей специальности? | 6,35% |
Оцените профессиональный уровень преподавательского состава. | 6,21% |
Насколько активно вуз участвовал в вашем трудоустройстве? | 6,10% |
Как высока была ценность и познавательность практических занятий? | 5,75% |
Оцените уровень коррупции на вашей специальности. | 5,68% |
Оцените использование современных технологий в процессе обучения. | 5,63% |
Насколько интересна была для вас учеба на этой специальности? | 5,63% |
Насколько обучение оправдало ваши ожидания? | 5,63% |
Оцените уровень содействия преподавателей студентам в процессе обучения. | 5,45% |
Оцените уровень культуры общения преподавателей со студентами. | 4,85% |
Оцените состояние библиотечного фонда. | 4,85% |
Оцените состояние учебных помещений. | 4,78% |
Оцените качество спортивных залов и сооружений. | 4,71% |
Оцените общественную деятельность студентов внутри вуза. | 4,39% |
Насколько сложно было поступить в вуз? | 4,10% |
3. Определение рейтинга
Рейтинг формируется на основании суммы произведений средних арифметических всех оценок реципиентов (K) с весами каждого критерия (V):
R = (К1*V1 + K2*V2 + … + K17*V17)*100
где К – критерий оценки, V – вес показателя, 100 – коэффициент масштабирования рейтингового показателя. Сумма всех весов равна единице. Рейтинговый показатель выражается в баллах и представляет собой натуральное число от 1 до 500. Масштаб применяется для того, чтобы показатель не вызывал интуитивных ассоциаций с пятибалльной оценкой, данной пользователями, так как не соотносится с ней.
Подсчет рейтинга по данным, полученным при анкетировании студентов и выпускников, производится по аналогичной методике, однако критерии оценки и веса отличаются.