Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7324
Ответов:31413

Методология проекта "Лучший вуз России"

10 Октябрь 2012
Тематика: вузы, рейтинги

1. Определение критериев

Критерии оценки, представленные пользователям в виде вопросов, сгруппированы в пять разделов: «условия обучения», «учебный процесс», «преподаватели», «ожидания», «дополнительные». В анкете содержится 21 вопрос (критерий оценки). 17 вопросов ложатся в основу определения рейтинга учебного заведения, так как полностью соответствуют заявленным требованиям:

а) Критерии являются едиными для всех учебных заведений

б) Критерии охватывают все аспекты обучения в вузе, которые могут быть оценены студентами и выпускниками

в) Критерии являются простыми и понятными, что позволит легко отвечать на вопросы.

Оставшиеся 4 вопроса не входят в формулу подсчета рейтинга, так как имеют специфические параметры выборки реципиентов и не могут быть заданы всем без исключения.

2. Определение важности критериев

Определение весов показателей произведено на основании экспертного опроса. Всем экспертам было предложено определить важность критериев в сравнении одного с другим. Все критерии были разбиты на пары по системе «чемпионат». Задачей эксперта было определить более важный критерий из пары критериев. Количество пар критериев определялось по формуле:

S = (N*(N-1))/2 = (17*16)/2 = 136, где N – количество критериев

Таким образом, каждый критерий участвовал в сравнении с другими одинаковое количество раз, то есть был сравнён с другими 16 критериями по одному разу.

Победителю каждой пары критериев начислялись очки по методике «рейтинга Эло» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E9%F2%E8%ED%E3_%DD%EB%EE) со следующими параметрами:

  1. перед началом сравнения каждому критерию была начислена 1 тысяча баллов рейтинга.
  2. фактическое количество очков, используемое для расчета по методике «рейтинга Эло»: за победу – 1, за поражение – 0.

В результате сравнения всех показателей был составлен табель с результатами (весами) всех показателей. Веса, полученные в результате эксперимента, были смасштабированы таким образом, чтобы их сумма была равна 1.  

В конечном итоге были получены таблицы весов всех показателей оценки мнения студентов и выпускников.

Таблица весов всех показателей оценки мнения студентов

 Показатель
Вес, %
 Насколько современна учебная программа на вашей специальности?
7,24
 Оцените профессиональный уровень преподавательского состава.
6,95
 Насколько интересна для вас учеба на этой специальности?
6,93
 Как высока ценность и познавательность практических занятий?
6,73
 Оцените использование современных технологий в процессе обучения.
6,71
 Оцените уровень коррупции на вашей специальности.
6,25
 Оцените уровень помощи преподавателей студентам в процессе обучения.
6,24
 Насколько высоко качество образования в вашем вузе
относительно других учебных заведений региона?
6,17
 Обучение оправдывает ваши ожидания?
5,92
 Оцените учебную нагрузку и удобство графика обучения.
5,80
 Оцените состояние библиотечного фонда.
5,48
 Оцените уровень культуры общения преподавателей со студентами.
5,43
 Оцените качество спортивных залов и сооружений.
5,22
 Оцените состояние учебных помещений.
5,09
 Насколько сложно было поступить в вуз?
4,65
 Как вы оцениваете качество питания в вузе?
4,61
 Оцените общественную деятельность студентов внутри вуза.
4,58

Таблица весов всех показателей оценки мнения выпускников

 Показатель Вес, %
 Насколько вы востребованы как специалист. Как легко было трудоустроиться? 6,80%
 Насколько ваша профессия в данный момент связана с полученной специальностью? 6,73%
 Как высоко котируется диплом вашего вуза в регионе? 6,36%
 Насколько современна была учебная программа на вашей специальности? 6,35%
 Оцените профессиональный уровень преподавательского состава. 6,21%
 Насколько активно вуз участвовал в вашем трудоустройстве? 6,10%
 Как высока была ценность и познавательность практических занятий? 5,75%
 Оцените уровень коррупции на вашей специальности. 5,68%
 Оцените использование современных технологий в процессе обучения. 5,63%
 Насколько интересна была для вас учеба на этой специальности? 5,63%
 Насколько обучение оправдало ваши ожидания? 5,63%
 Оцените уровень содействия преподавателей студентам в процессе обучения. 5,45%
 Оцените уровень культуры общения преподавателей со студентами. 4,85%
 Оцените состояние библиотечного фонда. 4,85%
 Оцените состояние учебных помещений. 4,78%
 Оцените качество спортивных залов и сооружений. 4,71%
 Оцените общественную деятельность студентов внутри вуза. 4,39%
 Насколько сложно было поступить в вуз? 4,10%

 

3. Определение рейтинга

Рейтинг формируется на основании суммы произведений средних арифметических всех оценок реципиентов (K) с весами каждого критерия (V):

R = (К1*V1 + K2*V2 + … + K17*V17)*100

где К – критерий оценки, V – вес показателя, 100 – коэффициент масштабирования рейтингового показателя. Сумма всех весов равна единице. Рейтинговый показатель выражается в баллах и представляет собой натуральное число от 1 до 500. Масштаб применяется для того, чтобы показатель не вызывал интуитивных ассоциаций с пятибалльной оценкой, данной пользователями, так как не соотносится с ней.

Подсчет рейтинга по данным, полученным при анкетировании студентов и выпускников, производится по аналогичной методике, однако критерии оценки и веса отличаются.


Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: