Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7323
Ответов:31408

Интервью о профессии: учитель русского языка и литературы

15 Март 2015
Тематика: выбор профессии, профессии, Интервью со специалистом

Оканчивая школу, любой из нас становится перед важнейшим в жизни каждого человека выбором. Выбором профессии, которая впоследствии диктует наш стиль и образ жизни, становясь неотъемлемой частью личности. Мы листаем справочники, страницы интернета в поисках будущего для души и кошелька. Но лишь некоторые из нас задумываются о том, что информация, изложенная во всевозможных справочниках, далеко не полная, и утаивает от абитуриента многие значимые детали, незнание которых искажает наше представление о выбранной профессии. Поэтому я предлагаю Вам, дорогие студенты и ученики, узнать о профессии, так сказать, изнутри, от людей, которые являются представителями ее на практике уже многие годы.

– Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Ну, зовут меня Зубкова Ирина Валентиновна. Я работаю по профессии «учитель русского языка и литературы», она так и называется. Стаж моей работы составляет уже 29 лет. Я учитель высшей категории, обладатель гранта губернатора Астраханской области.

– Почему Вы выбрали эту профессию?

С самого детства мне нравилось играть в учительницу. Я сажала кукол за столы и заставляла их писать диктанты, а потом ругала за сделанные ошибки. (Задорно рассмеялась.) Потом уже когда пошла в школу полюбила свою первую учительницу. И решила, что точно буду преподавателем.

– Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Ну, во-первых, тем, что я постоянно нахожусь в тесных отношениях с детьми. К тому же, я преподаю интересный предмет – литературу, который связан с жизнью. Русский язык любит не каждый ребенок, а литература нравится всем.

– Что является самым сложным в Вашей работе?

(Задумалась.) Наверное, организационный процесс. Необходимо распределить время для урока так, чтобы на всё хватило, и детям было интересно. Кроме того, нелегко достичь взаимной отдачи. Когда обучаешь чему-то ребенка, нацелено ведешь его, всегда очень сложно добиться хорошего результата.

– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

Конечно. Но сейчас, если честно, я уже устала из-за бумажной волокиты. Сегодня учителя не наслаждаются своей работой, а мучаются от неё. Потому что хочется вести хорошие уроки, а приходится писать отчеты, доклады. Нет возможности учителям заниматься творчеством.

– В чем, по Вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки Вашей профессии?

Достоинства в том, что мы воспитываем детей. Литературой мы воспитываем нравственные понятия, а русским языком делаем человека грамотным. А недостатки в том, что сложная программа и большая нагрузка не позволяют в должном объеме учителю заниматься самообразованием.

– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?

Есть учащиеся, которые смогли бы быть хорошими учителями. Причем хорошими во всех отношениях. Потому что они не только хорошо учатся, но они и организаторы хорошие, и активисты, и творческие ребята. Такие «палочки-выручалочки», школьный опыт которых им всегда пригождается.

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

У детей изменилось нравственное сознание. В результате чего придется не только давать знания детям, но и много воспитывать их. Сейчас дети могут многого добиться самостоятельно, поэтому нужно помогать детям добывать эти знания, чтобы ребенок смог превзойти своего учителя.

– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Сложности, конечно, были, мы же изучали не только русский язык и литературу. Изучали политэкономию, философию, славянский язык. Чтобы освоить профессию учителя русского языка и литературы нужно закончить филологический факультет, получить высшее специальное образование.

– Какие школьные предметы пригодятся будущим учителям русского языка и литературы, помимо русского языка и литературы?

Конечно, история, потому что литература и история неразрывны. Пригодится также знание языков, знание лингвистики и др. предметы (биология, география, даже та же математика) Это своего рода предметные связи. Они помогают нам организовать урок.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Несомненно. Самое главное – это интерес к своему предмету. Необходима и любовь к детям, желание помочь другому человеку. Нужно правильно суметь направлять ребенка на правильный путь, учитывая его индивидуальные черты характера.

– На какую профессию похожа Ваша работа и что в этих профессиях общего?

Возможно, профессия юриста. Он же тоже помогает человеку, учит, как правильно поступить. Капитан, неважно какого плавания. Который должен сам видеть путь и проложить его, помогать рядом находящимся правильно идти по этому пути. А каждому помочь правильно выбрать свой путь.

– Что на Ваш взгляд стоит изменить или дополнить в принципе подхода к Вашей профессии? Возможны ли и необходимы нововведения? И какие?

Я считаю, необходимы новые формы и методы работы с детьми - современные. Которые не будут ущемлять достоинства детей, но и возбудят интерес к учебе. Должны быть уменьшены количества учащихся в классах (15-20) и увеличено количество программных часов.

– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Если сравнивать с тем, чтобы раньше, то доход присутствует. Если раньше приходилось ездить в аренду, чтобы прокормить ребенка, то сейчас денег на жизнь хватает. Хотя на собственные прихоти их иногда нет. Я бы сказала, дохода нет, но есть достаток. (Весело усмехнулась.)

– И напоследок, традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать будущим коллегам?

Оптимизма, огромного желания работать, успехов и удачи во всем! И чтобы, конечно, не боялись, потому что в школе работать интересно. С детьми ты молодеешь, развиваешься сам. И после нескольких лет работы учителем вам уже никогда не захочется покидать свой пост.

 

Среди множества наставников ученик запоминает на всю жизнь только одного или двух. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент его жизни. Тех, чья мудрость и доброта помогали им познавать мир. Тех, кто... Перечень этот бесконечен. Не у всех были такие учителя? Естественно, ведь учитель – профессия уникальная. Поэтому в заключение своего интервью мне хотелось бы сказать: «Учитель – это не профессия, учитель – это призвание!»

Интервью провела Юлия Кузнецова, ученица 11-го класса


Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

Главные задачи этих профессионалов – изучение природных ресурсов Земли, охрана окружающей среды, контроль над ядерными испытаниями, составление прогнозов погоды и стихийных бедствий. Кроме этого, они проводят исследования Мирового океана и космические исследования.

Комментарии (1)

5 Оцените комментарий: Ответить
16 Ноябрь 2019 в 00:29
Классно пишите.
Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: