Оканчивая школу, любой из нас становится перед важнейшим в жизни каждого человека выбором. Выбором профессии, которая впоследствии диктует наш стиль и образ жизни, становясь неотъемлемой частью личности. Мы листаем справочники, страницы интернета в поисках будущего для души и кошелька. Но лишь некоторые из нас задумываются о том, что информация, изложенная во всевозможных справочниках, далеко не полная, и утаивает от абитуриента многие значимые детали, незнание которых искажает наше представление о выбранной профессии. Поэтому я предлагаю Вам, дорогие студенты и ученики, узнать о профессии, так сказать, изнутри, от людей, которые являются представителями ее на практике уже многие годы.
– Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
Ну, зовут меня Зубкова Ирина Валентиновна. Я работаю по профессии «учитель русского языка и литературы», она так и называется. Стаж моей работы составляет уже 29 лет. Я учитель высшей категории, обладатель гранта губернатора Астраханской области.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
С самого детства мне нравилось играть в учительницу. Я сажала кукол за столы и заставляла их писать диктанты, а потом ругала за сделанные ошибки. (Задорно рассмеялась.) Потом уже когда пошла в школу полюбила свою первую учительницу. И решила, что точно буду преподавателем.
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
Ну, во-первых, тем, что я постоянно нахожусь в тесных отношениях с детьми. К тому же, я преподаю интересный предмет – литературу, который связан с жизнью. Русский язык любит не каждый ребенок, а литература нравится всем.
– Что является самым сложным в Вашей работе?
(Задумалась.) Наверное, организационный процесс. Необходимо распределить время для урока так, чтобы на всё хватило, и детям было интересно. Кроме того, нелегко достичь взаимной отдачи. Когда обучаешь чему-то ребенка, нацелено ведешь его, всегда очень сложно добиться хорошего результата.
– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?
Конечно. Но сейчас, если честно, я уже устала из-за бумажной волокиты. Сегодня учителя не наслаждаются своей работой, а мучаются от неё. Потому что хочется вести хорошие уроки, а приходится писать отчеты, доклады. Нет возможности учителям заниматься творчеством.
– В чем, по Вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки Вашей профессии?
Достоинства в том, что мы воспитываем детей. Литературой мы воспитываем нравственные понятия, а русским языком делаем человека грамотным. А недостатки в том, что сложная программа и большая нагрузка не позволяют в должном объеме учителю заниматься самообразованием.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
Есть учащиеся, которые смогли бы быть хорошими учителями. Причем хорошими во всех отношениях. Потому что они не только хорошо учатся, но они и организаторы хорошие, и активисты, и творческие ребята. Такие «палочки-выручалочки», школьный опыт которых им всегда пригождается.
– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
У детей изменилось нравственное сознание. В результате чего придется не только давать знания детям, но и много воспитывать их. Сейчас дети могут многого добиться самостоятельно, поэтому нужно помогать детям добывать эти знания, чтобы ребенок смог превзойти своего учителя.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
Сложности, конечно, были, мы же изучали не только русский язык и литературу. Изучали политэкономию, философию, славянский язык. Чтобы освоить профессию учителя русского языка и литературы нужно закончить филологический факультет, получить высшее специальное образование.
– Какие школьные предметы пригодятся будущим учителям русского языка и литературы, помимо русского языка и литературы?
Конечно, история, потому что литература и история неразрывны. Пригодится также знание языков, знание лингвистики и др. предметы (биология, география, даже та же математика) Это своего рода предметные связи. Они помогают нам организовать урок.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
Несомненно. Самое главное – это интерес к своему предмету. Необходима и любовь к детям, желание помочь другому человеку. Нужно правильно суметь направлять ребенка на правильный путь, учитывая его индивидуальные черты характера.
– На какую профессию похожа Ваша работа и что в этих профессиях общего?
Возможно, профессия юриста. Он же тоже помогает человеку, учит, как правильно поступить. Капитан, неважно какого плавания. Который должен сам видеть путь и проложить его, помогать рядом находящимся правильно идти по этому пути. А каждому помочь правильно выбрать свой путь.
– Что на Ваш взгляд стоит изменить или дополнить в принципе подхода к Вашей профессии? Возможны ли и необходимы нововведения? И какие?
Я считаю, необходимы новые формы и методы работы с детьми - современные. Которые не будут ущемлять достоинства детей, но и возбудят интерес к учебе. Должны быть уменьшены количества учащихся в классах (15-20) и увеличено количество программных часов.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
Если сравнивать с тем, чтобы раньше, то доход присутствует. Если раньше приходилось ездить в аренду, чтобы прокормить ребенка, то сейчас денег на жизнь хватает. Хотя на собственные прихоти их иногда нет. Я бы сказала, дохода нет, но есть достаток. (Весело усмехнулась.)
– И напоследок, традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать будущим коллегам?
Оптимизма, огромного желания работать, успехов и удачи во всем! И чтобы, конечно, не боялись, потому что в школе работать интересно. С детьми ты молодеешь, развиваешься сам. И после нескольких лет работы учителем вам уже никогда не захочется покидать свой пост.
Среди множества наставников ученик запоминает на всю жизнь только одного или двух. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент его жизни. Тех, чья мудрость и доброта помогали им познавать мир. Тех, кто... Перечень этот бесконечен. Не у всех были такие учителя? Естественно, ведь учитель – профессия уникальная. Поэтому в заключение своего интервью мне хотелось бы сказать: «Учитель – это не профессия, учитель – это призвание!»
Интервью провела Юлия Кузнецова, ученица 11-го класса