Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7323
Ответов:31408

Информатика - основа профессии программист

09 Ноябрь 2011
Тематика: профессии, профориентация, выбор профессии, информатика

Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которые знаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикация фундаментальных трудов Н.Винера, К.Шеннона, фон Неймана.

Из истории

В научный обиход вошел термин «кибернетика», а вскоре вслед за ним – англоязычный термин «Computer Science» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен в Соединенных Штатах Америки, Канаде и других странах для наименования научной и учебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем.

В конце 60-х – начале 70-х гг. XX века французские ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный, по-видимому, как производное от двух французских слов – «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика).

Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Тем самым образуются различные «предметные» информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур, различных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наряду с компьютером используются специализированные приборы и устройства), разных информационных носителях и т.п.

Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

Структуру информатики в настоящее время определяют следующие основные области исследования:

  • теория алгоритмов(формальные модели алгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т.п.);
  • логические модели(дедуктивные системы, сложность вывода, нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод, вывод по аналогии, правдоподобный вывод, немонотонные рассуждения и т.п.);
  • базы данных(структуры данных, поиск ответов на запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т.п.);
  • искусственный интеллект(представление знаний, вывод на знаниях, обучение, экспертные системы и т.п.);
  • бионика(математические модели в биологии, модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т.п.);
  • распознавание образов и обработка зрительных сцен                                                                                                                                                                         (статистические методы распознавания, использование призрачных пространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т.п.);
  • теория роботов (автономные роботы, представление знаний о мире, децентрализованное управление, планирование целесообразного поведения и т.п.);
  • инженерия математического обеспечения (языки программирования, технологии создания программных систем, инструментальные системы и т.п.);
  • теория компьютеров и вычислительных сетей (архитектурные решения, многоагентные системы, новые принципы переработки информации и т.п.);
  • компьютерная лингвистика (модели языка, анализ и синтез текстов, машинный перевод и т.п.);
  • числовые и символьные вычисления (компьютерно - ориентированные методы вычислений, модели переработки информации в различных прикладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т.п.);
  • системы человеко-машинного взаимодействия (модели дискурса, распределение работ в смешанных системах, организация коллективных процедур, деятельность в телекоммуникационных системах и т.п.);
  • нейроматематика и нейросистемы (теория формальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения, нейрокомпьютеры и т.п.);
  • использование компьютеров в замкнутых системах (модели реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга и т.п.).

Информатика - это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Информатика должна отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

Значение информатики при ее проникновении в большинство профессий выходит за рамки роли классических дисциплин, так как для многих профессий возникает необходимость использования информационно-технических средств.

Профессия «программист»

Программист - это специалист, занимающийся разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей.

Условно программистов можно разделить на три категории:

  • Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.
  • Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределенным базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.
  • Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы и т.п.

Плюсы профессии

  • Высокий спрос на рынке,
  • Высокая заработная плата,
  • Работать можно без высшего образования,
  • Преимущественно творческая профессия.

Минусы профессии

  • То, что понятно программисту, не всегда понятно пользователю, приходится многое объяснять,
  • Случается работать в авральном режиме,
  • Работа за компьютером плохо сказывается на здоровье,
  • И здесь находится место рутине.

Личные качества

Прежде всего, программист должен обладать терпением и выдержкой. Это совершенно незаменимые качества в его работе.
Программирование, бурно развивающаяся область, поэтому нужно уметь быстро адаптироваться и постоянно изучать что-то новое. Иначе через несколько лет ваша ценность как специалиста может заметно снизиться.

Умение объективно оценивать возможности технологий и их использование в каждом конкретном случае. Чтобы не получалось так, что дрова пилятся с применением новейших лазерных разработок.

Образование

Желательно иметь высшее образование технического вуза по специальностям прикладная математика или вычислительная техника. Однако в этой профессии очень много значит опыт работы. Еще несколько лет назад среди программистов не было редкостью, когда самоучка оказывался более профессиональным. Правда сейчас эта тенденция идет на убыль.
В большинстве случаев, программист должен знать несколько языков программирования, такие как C++, Delphi, Visual Basic, PHP, Java, Perl и т.д. Набор знаний специалиста определенного направления достаточно специфичен. В рамках своей специализации он знает все, а вот в соседней области знаний может не хватать. Но все же главное же в этой профессии способность к освоению методик программирования, которые постоянно развиваются.

Место работы

  • Научно-исследовательские центры,
  • IT-компании,
  • Организации, которые в своей структуре подразумевают отделы программистов (или штатную единицу).

Карьера и зарплата

Руководитель группы программистов, IT-директор, менеджер проекта, можно перемещаться в рамках специальности, совершенствуясь профессионально.

Зарплата от 10-50 тыс. рублей, могут зарабатывать до 100 тыс. рублей.

 

Автор:  Абдуллина Лилия Искандаровна,
учитель информатики МОУ "Васильевская средняя общеобразовательная школа № 2 ЗМР РТ"

Источник: moeobrazovanie.ru
При использовании материала на другом сайте ссылка на статью обязательна

Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

Электронно-вычислительные машины делятся на поколения. Для компьютерной техники характерна прежде всего быстрота смены поколений – за ее короткую историю развития уже успели смениться четыре поколения и сейчас мы работаем на компьютерах пятого поколения. Одним из признаков при отнесении ЭВМ к тому или иному поколению является их элементная база. Какая элементная база была у второго поколения?

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: