Как правило, курс географии завершается в 10 классе, за год до ЕГЭ. Руководство некоторых школ в помощь сдающим экзамен по географии вводит факультативы и элективные занятия. Остальные же вынуждены готовиться к ЕГЭ по географии самостоятельно, либо обращаться за дополнительными занятиями к школьным учителям или репетиторам.
Выбор репетитора по географии – задача не простая. Сегодня расскажем о том, какие вопросы необходимо задать кандидатам в репетиторы по географии.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое у вас образование? Какие курсы повышения квалификации вы проходили и когда?
Первое на что вы должны обратить внимание – это образование репетитора. Важна и специальность, и вуз. В идеале это фундаментальное образование по преподаваемому предмету в педагогическом вузе. То есть специальность «Педагогическое образование» по профилю «География». Наличие звания, например, кандидата наук, говорит о том, что выпускник окончил аспирантуру, занимался научной и учебной деятельностью по профилю. И это большой плюс. Потому что закончить вуз можно и на тройки, а потом податься в репетиторы. В аспирантуру же попадают действительно талантливые студенты.
Много полезной информации можно почерпнуть в документах, подтверждающих прохождение КПК (курсы повышения квалификации). Важна дата: чем свежее сертификат о КПК, тем актуальнее у его обладателя знания.
Во-вторых, обратите внимание на название курса. Допустим, вы ищите репетитора для подготовки выпускника к ЕГЭ по географии. Если репетитор предъявит документы, подтверждающие прохождение КПК на тему «Подготовка к ЕГЭ по географии» или «Решение задач ЕГЭ по географии», можно не сомневаться в его компетентности в области подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации. Ели вам нужен репетитор по подготовке ребёнка к Всероссам по географии или к вузовским олимпиадам, ищите в портфолио репетитора сертификаты по таким КПК: «Подготовка к олимпиадам «Ломоносов», «Решение олимпиадных задач по географии», «Технология подготовки школьников к ВОШ по географии». Кстати, не менее ценны курсы по повышению квалификации в области педагогики, психологии и информационных технологий.
ВОПРОС ВТОРОЙ: Где вы преподавали? или Где работаете? Какой у вас стаж по подготовке школьников к ЕГЭ по географии? или Сколько лет вы занимаетесь подготовкой учащихся к олимпиадам по географии?
Формулировка вопроса может быть разной. Необходимо выяснить, есть ли у репетитора педагогический стаж. И чем больше, тем лучше.
Если репетитор – школьный учитель, он отлично справиться с подготовкой выпускников к ГИА и ЕГЭ по географии. А вот преподаватель вуза лучше подойдёт в роли наставника для подготовки школьника к олимпиадам. Олимпиадные задания отличаются от традиционных школьных задач и содержанием, и уровнем сложности. В подготовке же олимпиадных заданий участвуют преподаватели вузов, они как никто другой разбираются в структуре олимпиадных заданий, критериях оценивания, нюансах подготовки к сорвенованиям и методических материалах, необходимых для подготовки.
ВОПРОСТ ТРЕТИЙ: По каким учебникам будете готовиться к ЕГЭ по географии (олимпиадам по географии)? Какие дополнительные материалы используете на занятиях по географии?
Репетитор перечислит вам ряд УМК по географии, расскажет о дополнительных материалах (атласы и карты). Попросите показать учебники и атласы. Не поленитесь, вернувшись домой, проверьте эти пособия. Во-первых, есть ли они в перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки России. Наличие учебников в списке Минобра гарантирует их качество. Во-вторых, почитайте отзывы и комментарии к учебникам и атласам в сети интернет.
В-третьих, обратите внимание на дату выпуска атласов и карт. Эксперты отмечают важность подготовки к экзаменам по географии по максимально новым атласам. Вы должны смотреть не на дату издания атласа, а на дату сведений, которые использовались при формировании атласов и карт.
В качестве тестовой базы должны быть предложены задания прошлых лет из официального сайта ФИПИ и демоверсии по ЕГЭ, опубликованные на том же сайта. ФИПИ – разработчик КИМов по всем предметам, поэтому на сайте собраны актуальные задания прошлых лет.
В арсенале репетитора по географии должно быть много электронных ресурсов, которые помогут качественно подготовить выпускника к итоговой аттестации по географии. Например, www.demoscope.ru (демографические сведения), Федеральная служба государственной статистики РФ (сведения по экономике и промышленному производству), Народы России, Обзор социально-экономической ситуации в регионах России, статистический справочник по мировому хозяйству и др.
ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: Будет ли создан индивидуальный план обучения?
Создание индивидуального плана говорит о серьёзном отношении репетитора к своей работе, о его нацеленности на результат. Индивидуальный план по подготовке к ЕГЭ (или индивидуальный план по подготовке к олимпиадам по географии) педагог составляет после пробного урока и мониторинга знаний ученика. В плане учтены не только имеющиеся знания, способности и индивидуальные особенности школьника, но и возможности и имеющиеся в арсенале репетитора ресурсы, а также желания и цели родителей. А ещё, индивидуальный план помогает родителями контролировать процесс обучения.
ВОПРОС ПЯТЫЙ: Сколько занятий в неделю необходимо для успешной подготовки к ЕГЭ по географии?
По сложности ЕГЭ по географии не сравним с теми же ЕГЭ по физике, химии или ЕГЭ по информатике. Но! Существует ряд причин, которые делают итоговую аттестацию по географии достаточно сложным испытанием. Во-первых, курс географии объёмный (с 5 по 10 класс). Несмотря на несложность материала, важно начать подготовку к ЕГЭ по географии за год испытания, чтобы успеть повторить весь курс.
Во-вторых, ЕГЭ по географии состоит не только из теоретических вопросов, на которые можно ответить, прочитав учебник. В КИМах есть задания, где необходимо рассчитывать расстояния по картам, интерпретировать картографическую информацию и решать не самые простые задачи. Например, чтобы решить задачи на тему «География отраслей промышленности», «География сельского хозяйства», «Географическое районирование» и «Факторы размещения производства» необходима хорошая математическая подготовка, особенно в области геометрии. Чтобы легко ориентироваться в картах и атласах, по максимуму использовать картографическую информацию, необходима практика и время. Репетитор должен задавать домашние задания и уделять на следующем занятии время на их проверку и работу над ошибками.
Подготовка к ЕГЭ по географии должна в идеале длиться год, два занятия в неделю – вполне достаточны.