Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7324
Ответов:31413

Управленческие роли менеджера

06 Май 2010
Тематика: выбор профессии, профориентация

Управленческие роли менеджера

Базаров Тахир Юсупович, доктор психологических наук, профессор МГУ им.Ломоносова, заведующий кафедрой управления персоналом ИПК госслужащих РАГС при Президенте РФ., исполнительный директор Российского психологического общества, учредитель «Центра кадровых технологий -21 век»

 

В истории человечества обращали внимание на то, что есть люди, которые каким-то особым образом воздействуют на других. Такие люди становятся теми, кого мы называем лидерами. Другим же вообще не удается возглавлять какое-либо дело, вызывать ответную реакцию со стороны других людей. Почему же одним людям удается управленческая деятельность, а другим нет?

Тема управленческой роли менеджера является актуальной и для современной науки управления. Считается, что в группе существуют три потребности – потребность в выполнении задачи, потребность в сохранении коллектива и индивидуальные потребности отдельных членов группы. Таким образом, образуются три плотности для исследования: деятельность организации, группа и личность. Все существующие подходы к описанию личности менеджера можно сформировать вокруг этих трех направлений.

Традиционным подходом, возникшим раннее других, является личностно-психологический. Он сформировался вокруг описания личностных черт управляющего, или лидера. Работы на эту тему можно встретить еще в начале ХХ века. В 70-х годах Ральфом Стогдиллом был выпущен справочник, в котором дается подробное описание психолого-личностных представлений о менеджере.

В организационно-психологическом подходе исследования фокусируются на деятельности и на управленческой роли менеджера. Так Е.Емельянов и С.Поварницына («Психология бизнеса») рассматривают роли менеджера в развивающейся организации. Подход, предложенный авторами, состоит в том, что существует цикличность развития организации. В развивающейся организации каждая из четырех ролей: предприниматель, менеджер, инвестор и лидер, постепенно и последовательно актуализируются как некий набор ролей, обязательно встречающихся в бизнес-процессе.

В социально-психологическом подходе исследования фокусируются на группе и групповых процессах. Здесь возникает представление о профессионально-управленческих ролях менеджера, как свойствах тех процессов, что встроены в управленческую деятельность. Выделяются четыре профессионально-управленческие роли: управленец, организатор, администратор и руководитель.

 

Роль управленца возникает при анализе управленческой ситуации. Что значит проанализировать ситуацию?

 

Во-первых, определить границы каждой ситуации. Границы ситуации задаются событием, которое ограничивает одну ситуацию от другой. Появление следующего события задает следующую границу и ситуацию.

Во-вторых, ситуация может быть описана в виде процессов. Проанализировать ситуацию – значит увидеть процессы в ситуации и определить их исходы.

Управленческие роли менеджера – это роль аналитика, проникающего в суть окружающих его процессов. Человек, владеющий этой ролью, определяет стратегические направления развития организации через прогноз процессов вовне и внутри организации.
 

Инструментом управленца является программирование.

Программирование – это умение многовероятностно формулировать возможное развитие событий. Среди ключевых компетентностей управленца, есть такие, как гибкость и нестандартность мышления, стратегичность, мотивация достижения, готовность к изменениям.

Рассказывают историю, что путешественники, возвращаясь из джунглей в Европу, наблюдали маленького зверька – мангуста. Они описывали его странное поведение - мангуст по многу часов в день проводил на лужайке, выделывая различные пируэты и кувырки. Путешественники не могли понять, чем же этот зверек занимается.

Норберт Виннер, основатель кибернетики, впоследствии дал свою интерпретацию тому, что называлось «танцем мангуста». Он предположил, что зверек таким образом ведет бой с воображаемой коброй. Причем ведет его так, что всегда побеждает. Встреча с настоящей коброй для него лишь один из частных случаев того, что им было проиграно раньше. Поэтому мангуст всегда выигрывает.
 

Итогом анализа является представление о различного рода исходах в ситуациях. Следующий шаг - это определение того, что из этого можно рассматривать как цели, принятие решение об их достижении. В управленческой роли менеджера появляется целеопределение, целеполагание. Управленец отвечает на ключевой вопрос: «Что?»

Носители роли управленца – люди, которые способны через развитие креативности, через развитие особых свойств интуиции и импровизации, предвидеть будущие события. Люди аналитичные, процессуальные, они оказываются лучше подготовленными к будущему, чем другие.


Вот как отзываются такого рода управленцы о финансовом кризисе в России девяносто восьмого года. Еще задолго до начала кризиса они проигрывали разные варианты событий и спрашивали себя, как они будут готовы к ним. Когда управленцев такого рода спросили уже после августовских событий: «Это наверно как ушат ледяной воды на голову?», они ответили «Да пожалуй, но…после выхода из парной». Те, у кого не было этой парной, могли серьезно и надолго заболеть.
 

После определения управленческой роли менеджера, возникает вторая его роль – роль организатора. Что делает носитель этой роли?

Перед ним имеется набор тех или иных целей, которые должны быть превращены в результат. С точки зрения особенностей мыслительных процессов он движется в обратную сторону: от представления о будущем результате к сегодняшнему состоянию. То есть организатор представляет, как должен выглядеть результат, после этого определяется с помощью каких шагов, средств и способов он может получить его. Ключевой вопрос роли организатора – это вопрос: «Как?». После ответа на этот вопрос, он может сказать, реализация какой функции приведет к какой структуре организации.

Инструментом организатора является проектирование, структурирование, как описание пошагового движения к результату. Структурируя ситуацию, организаторы создают паттерны, гештальты из имеющихся и не существовавших ранее элементов.

Если вы хотите узнать, есть ли у человека организаторские способности, попросите его по телефону рассказать, как его найти. Или написать инструкцию для пользования ситечком для чая для того, кто не знает, что это такое (особенно, хорошо инопланетянину). Человек, который объяснит вам так, что вы сразу найдете то место, где он находится, или поймете, как пользоваться ситечком для чая, владеет определенными способностями.

Ключевые компетенции организатора - динамичность мышления, ориентация на результат, фасилитирование групповых процессов, эффективность взаимодействия с людьми, гибкость в общении.

Следующая роль, в структуре управленческих ролей менеджера – это роль администратора. Цель администратора – оперативное управление, поддержание бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования.

Ведущая деятельность – контроль, администрирование, распределение ресурсов и определение сроков. Что является необходимым для роли носителя роли администратора? Умение контролировать и вести административный вид управленческой деятельности.

Для администратора все абсолютно вещественно. Есть ресурсы и ими можно распоряжаться. Эмоции здесь не в счет. В этом смысле понимание такой умственной собственности, как распоряжение является ключевым для администратора. Ключевые компетенции носителя роли администратора: системность мышления, способность планировать, ориентация на конкретный результат, способность вести переговоры и ответственность важны для процесса администрирования.
 

Деятельность администратора по функции напоминает посадочные огни для самолета. Самолет садится в темное время, и пилот видит только эти огни. Если их не будет, то вряд ли самолет вовремя и в нужном месте безопасно приземлится.

Но если закончить на данном этапе, то не было той роли, что непосредственно связана с выполнением деятельности и конкретными людьми.

Поэтому четвертая управленческая роль менеджера – это роль руководителя, или лидера. Его задача в сценировании реализовать конкретную идею.

Для него ведущей деятельностью является мотивация других людей. Руководитель объединяет ресурсы в рамках целей посредством организации совместной деятельности людей. Часто носитель данной роли выступает в качестве некоего эталона, примера того, как может что-то делаться.

Эффективность взаимодействия с людьми - отличающая особенность тех компетентностей, которые являются ключевыми. Для руководителя также важны инициативность, энергичность, способность эмоционально воздействовать на людей и руководить группой. Инструментом руководителя является сценирование. По сути, он работает через создание событий.
 

Пример Мишеля Идальго как руководителя, тренера французской сборной по футболу, является показательным в данном случае. В начале восьмидесятых годов его команда потрясла всех. Никогда французы не отличались в этом виде спорта за последние сто лет, но вдруг игра стала великолепной и эстетически красивой. Мишель Идальго являлся создателем команды. Это была его затея, его замысел, как проектировщика. В одном из многочисленных интервью ему был задан вопрос, за счет чего получилась такая команда. Ответ был потрясающ – Мишель Идальго сказал: «Вы знаете, последние два с половиной года я занимался только одним делом с командой. Я каждый день, как мы встречались, делал только одно - я их приучал к мысли, что у кого мяч, тот и лидер».


Неудивительно, что бывший тренер сейчас один из самых успешных бизнес-консультантов сейчас в Европе. По сути, он понял что-то очень важное во взаимодействии между людьми и когда создавал новую концепцию команды, ему удалось ее воплотить в жизнь.

 

Базаров Тахир Юсупович,

www.psynavigator.ru

Вам понравилась эта статья? Вы можете обсудить её в нашем форуме


Перейти к статьям "Молодому карьеристу" →

Перейти к статьям "Статистика" →

Перейти к статьям "Рейтинги" →

Перейти к психологическим центрам →

Перейти к профориентационным центрам →


Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

В сферу его деятельности входит изучение вкусов покупателей, продвижение товара, исследование спроса продукции, оценка рынка конкретных товаров и услуг:

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: