Международный конкурс педмастерства в области билингвального образования прошел в Москве

Итоги международного конкурса педагогического мастерства в области билингвального образования подвели в Москве в конце года. Организатором мероприятия выступил Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера». В 2018 году мероприятие проводилось совместно с Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка (МПО) и Московским педагогическим государственным университетом. Целью и идеей стало совершенствование практической деятельности педагогов, дальнейшее развитие компетенций, психологическая и мотивационная поддержка, а также методическое сопровождение обучения детей-билингвов и детей-инофонов русскому языку.

Конкурс стартовал в День русского языка – 6 июня 2018 года, одновременно с началом четвертого московского открытого конкурса детского творчества «Билингва» при поддержке Министерства просвещения РФ в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования». Были представлены интересные творческие работы во всех номинациях, дети с радостью делились идеями, строили планы на будущее, рассказывали о своих учителях и о том, как педагоги помогли им почувствовать, услышать, понять красоту и значимость русского языка, осознать его богатство.

Идея проведения конкурса педагогического мастерства для учителей, работающих с билингвальными детьми, возникла благодаря большому интересу со стороны педагогов, готовивших детей-лауреатов и приезжающих вместе с победителями на финал. Это первый конкурс педагогического мастерства в области преподавания русского языка для таких детей. Мероприятие объединило учителей не только из разных субъектов РФ, но и педагогов ближнего и дальнего зарубежья. Среди участников и финалистов конкурса – учителя из Москвы, Свердловской области, Татарстана, Калмыкии, Мордовии, Якутии, а также городов Беларуси (Минск, Витебск, Гродно, Осиповичи, Скиделя), Украины (Луганск и Донбасс), Казахстана, Узбекистана, Литвы, Болгарии, Венгрии, Германии, Сербии, США, Испании.

Педагогические возможности в выборе форм, методов, приемов работы с детьми-билингвами поистине безграничны. Высокое качество работы учителяхарактеризует желание сделать свой урок необычным, понятным, важным для каждого ребенка. Участие в конкурсе дало возможность педагогам реализовать свое стремление к поиску новых технологий и решений, содействовало продвижению в детской и молодежной среде позитивного образа России через знакомство с языком, литературой и культурой.

Конкурс проводился по трем номинациям: «Теория и практика современного урока для детей-билингвов: урок XXI века», «Лучшая авторская публикация» и «Национальное художественное наследие в современном прочтении». Представленные работы вызвали большой отклик у коллег своей практической полезностью: методические разработки уроков и внеклассных мероприятий для детей-билингвов в форме презентаций, мастер-классов, видеозаписей. Так, например, была продемонстрирована технология применения языкового материала для рекламы с целью показать детям возможности употребления фразеологизмов в речи. Представлен сравнительный анализ содержательной части фразеологизмов и особенности их употребления в речи на русском и белорусском языках. Применение учителями различных форм педагогической работы (диалоговое обучение, ролевая игра, квесты, технология визуализации учебной информации), несомненно, активизирует деятельность учащихся и мотивирует на более глубокое изучение темы.

Были представлены современные метапредметные уроки: культура – литература – искусство. Целью данных уроков педагоги поставили перенос теоретических знаний в практическую жизненную ситуацию: подготовка и поход в театр, тематическая экскурсия, виртуальное путешествие. Также жюри оценивало разработки уроков по литературе: изучение творчества писателя в творческой мастерской через развитие навыков работы с художественным текстом, формирование умений сопоставлять его с другими видами искусства, в частности, с живописью. С помощью таких технологий педагог расширяет лексический запас учащихся, формирует читательскую грамотность, коммуникативную культуру школьников, раскрывает их творческие способности.

Особый интерес вызвали работы педагогов по социокультурной адаптации детей-инофонов в новом социуме. Была предложена пошаговая методика работы с художественным текстом детей младшего школьного возраста. Детей знакомили с русской культурой через прочтение сказок, разбор и анализ произведения, характеристику действующих лиц и постановку инсценировок. Был представлен необычный урок обучению детей азбуке: изучение русского алфавита с помощью коротких стихотворных текстов на изучаемую букву. Предложена методика создания нового вида электронной азбуки, основанной на исконно русских словах: буква «Г» через слова «гусли» и «гжель», буква «Б» – через «балалайку», буква «В» – через «валенки» и так далее.

Номинация «Национальное художественное наследие в современном прочтении» побудила учителей к представлению эссе – исследований художественных произведений «Портрет языковой личности писателя».

Одна из задач конкурса состояла в том, чтобы опыт работы учителей-практиков стал действующей творческой мастерской педагога, в которой трансляция современных инновационных и традиционных методик была доступна широкому кругу специалистов, работающих в многоязычной образовательной среде. Такая платформа должна включать возможность обсуждения уроков, практики использования материалов интернет-ресурсов. По итогам анализа работ организаторы будут содействовать созданию такого электронного ресурса.

Финальные мероприятия конкурса состоялись в Москве с ноября по декабрь 2018 года. Для учителей была организована интересная культурно-образовательная программа, несколько мастер-классов и круглых столов, итоговая конференция по обмену опытом.

Т.В. Криворучко, Е.А. Омельченко


Партнёр: Профориентационный портал "Моё образование"