Лекции профессора из Чешской республики на факультете экономики и менеджмента

С 17 по 25 мая 2015 года в городе Санкт-Петербурге был с визитом доктор Пражского университета Януш Саламон. Пражский университет в честь императора Карла IV ещё называют «Карлов университет».Старейший в Центральной и Восточной Европе, основанный в 1348 году, университет по международному рейтингу находится приблизительно на одном уровне с Московским Университетом, а что касается экономической школы, то Институт Экономики Пражского Университета – один из лучших в Европе. По приглашению кафедры философии факультета экономики и менеджмента доктор Януш Саламон прочел три лекции студентам Технологического института на тему «Мир в состоянии перемен: поиски нового глобального и социального порядка и их последствия для России». Не секрет, что успех лекции во многом зависит не только от выступающего, но и от слушателей, в чем могли убедиться студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели СПбГТИ(ТУ). Если во вторник пришлось переводить лекции доктора Саламона, и дискуссия была очень короткая, то в четверг пришла другая группа слушателей, большинство из которых свободно говорили по-английски, и атмосфера была совершенно иная. Студенты не только увлеченно слушали лектора, обходясь без перевода, но и отвечали по-английски на его вопросы и задавали свои. В своих лекциях доктор Саламон исходил из следующих предпосылок: весь мир – как развитые, так и развивающиеся страны – находится в переломной точке, в состоянии сдвига. Так, США вынуждены искать новую социальную и экономическую модель, поскольку нынешняя модель вызывает все большую социальную и экономическую диссоциацию. Развивающиеся страны – от Индонезии до стран Африки – находятся под растущим влиянием Китая; китайские инвестиции в образование в этих странах уже приносят свои плоды, и ситуация в этих регионах претерпевает существенную трансформацию. В девяностые годы, в связи с падением СССР и крахом плановой экономики, США исповедовали доктрину (выраженную Ё. Фукуямой) о том, что весь мир стремится принять американскую модель демократии и либерального рынка. Отсюда попытки американцев устанавливать и регулировать демократии во всем мире – в частности, в Ираке и Сербии. Отсюда также американские советники у правительства Б. Ельцина, которые фактически переносили на Россию кальку американской социально-экономической модели. Однако к две тысячи десятым годам стало ясно, что доктрина американизации мира нереалистична. Китай показал, что можно быть экономически эффективной и политически успешной страной, не принимая американскую демократию и либеральный рынок. США – отчасти под влиянием новой, двуполярной, картины мира – постепенно отказываются от вмешательства в дела других стран. Для России это означает, что отныне страна сама выбирает свой путь, без всяких советов и без помощи со стороны. Другой тезис лектора – современная тенденция, что в будущем только экономические, а не военные факторы будут определять статус державы. Значимое государство не сможет существовать без эффективной экономики, сколько бы боеголовок оно ни имело. Неотъемлемый аспект патриотизма – работать и мыслить так, чтобы повышать конкурентоспособность своей страны в глобализованном мире. Далее доктор Саламон развил идею о том, что если Запад индивидуалистичен, то Россия коллективистична. Отталкиваясь от этой мысли, лектор показал разные модели индивидуализма и коллективизма. Индивидуализм реализуется по-разному в Америке и в Европе, в Техасе и в Калифорнии. Запад также имеет и коллективистские традиции, выраженные в философии коммунитарианства. На практике коммунитарианская мысль реализуется, в частности, в Скандинавии. Лектор подробно остановился на китайской модели коллективизма, основанной на конфуцианской традиции (а не на коммунистической, как могло бы показаться). Так, конфуцианское понятие долга связывает элиты и народ, побуждая элиты заботиться о народе, а народ – повиноваться вышестоящим. На основе этих предпосылок доктор Саламон представил спектр возможностей развития, которые имеются у России. Через все его лекции проходила мысль о возможных сценариях будущего России, и её роли в глобальном мире. Лекции имели, возможно, даже не столько научную, сколько педагогическую ценность. Это стало ясно, когда студенты на вопрос о том, почему западные ценности не подходят России, отвечали: «у нас другая ментальность». При этом мало кто сумел проанализировать эту ментальность и это различие. Лекции доктора Саламона послужили пищей для раздумий и мотивом для размышления о своей культуре и своей стране. Интерес студентов был искренним и неподдельным. Доктор Саламон покинул Санкт-Петербург в воскресенье, 25 мая, и написал, что эта неделя радикально изменила его впечатления от России. По его мнению, Петербург еще красивее, чем прекрасная Прага, и значительно многообразнее. Януш Саламон старался разговаривать по-русски и ощутил, что стал глубже чувствовать этот язык и смелее высказываться. После лекций доктор Саламон сказал, что будет прилагать усилия к тому, чтобы укреплять сотрудничество между Пражским Университетом и Технологическим Институтом. Будем надеяться, что этот визит станет началом научных и учебных контактов, основой для обмена студентами и преподавателями между Пражским Университетом и Санкт-Петербургским государственным технологическим институтом (техническим университетом). Зав. кафедрой философии СПбГТИ(ТУ) В.Е Быданов, Ассистент кафедры философии СПбГТИ(ТУ) Ф.А. Станжевский

Партнёр: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)