Сохранять не только архитектуру, но и идентичность: выпускница СПбГАСУ доказала, что эмоции — это очень важно
Сохранять не только архитектуру, но и идентичность: выпускница СПбГАСУ доказала, что эмоции — это очень важно
Кафедра архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ в этом году выпускает более 60 бакалавров и 40 магистров. У каждого из выпускников — своя собственная, уникальная тема.
Преподаватели на защите выпускных работ. Справа — заведующий кафедры АНГ Сергей Владимирович Семенцов, который согласился рассказать подробности о ВКР 2019
Практически все выпускные квалификационные работы наших выпускников — это профессиональные заказы, предложенные администрациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, различными комитетами и управлениями по сохранению и реставрации исторических объектов. У нас сейчас есть проекты по Московской, Псковской, Архангельской области, по Крыму.
«Очень интересную работу выполнили бакалавры по теме, предложенной администрацией Ленинградской области совместно с руководством Новой Ладоги — комплексный проект реставрации и развития проспекта Карла Маркса в Новой Ладоге.
Это главный проспект города, основанного Петром I в 1704 году. Сейчас он в сложном состоянии. И восемь наших выпускников занялись этим:
Был сделан генеральный план территории, которая равна примерно четверти площади города. На ней находится несколько десятков зданий и сооружений — административный, культурный и паломнический центры, объекты, имеющие отношение к памяти великого полководца Александра Суворова, парк, созданный при Екатерине II, автовокзал, набережная и пристани. Много деревянных и кирпичных домов, построенных в XVII и XIX веках.
Сейчас 15-20 объектов уже проработаны так, что по ним можно начинать реставрацию и реконструкцию.
В этом году у нас есть еще одна очень оригинальная и сильная работа, связанная с охраной памятников — магистрант Маргарита Редина (научный руководитель — доцент кафедры АГН Надежда Александровна Акулова) исследовала особенности визуального и эмоционального восприятия исторической среды Санкт-Петербурга.
Эта тема, объединяющая разные методики изучения, возникла на стыке архитектурно-строительного феномена и восприятия. В ходе написания работы Маргарита консультировалась даже с профессиональными градостроительными психологами. Таких специалистов совсем немного — всего 3 или 4 в Санкт-Петербурге».
Подробности о ВКР Маргариты Рединой
Мы попросили магистранта поделиться подробностями о своей работе.
«Тема оказалась сложной, но увлекательной. Я изучала остров Покровский в Большой Коломне и центр города Пушкин. Эти два района похожи между собой на морфологическом уровне, у них схожа градостроительная структура, но они находятся в разных средах. И было интересно посмотреть, как они отличаются на эмоциональном уровне, по-разному воспринимаются. В своей работе я предлагаю сохранять не точечные объекты, а вообще в целом среду, которую они охватывают. Ведь это часть истории, которая особым образом влияет на наше восприятие.
За рубежом — например, в Италии, Франции разрабатываются специальные проекты, которые учитывают восприятие: то, как мы смотрим на памятники архитектуры, с каких ракурсов. В Италии охраняются даже холмы, с которых видны панорамы и центр города. Очень важно сохранять то, что сложилось исторически, для будущих поколений именно в том виде, в котором оно создавалось.
Например, когда человек идет по Невскому проспекту, он видит красивые здания, перспективу, выходящую на шпиль Петропавловской крепости и испытывает эмоциональное удовлетворение. Это и называется эмоциональным восприятием. Визуально – это когда мы видим или не видим. А эмоционально — нравится нам или нет. Понятно, что это очень субъективное и даже абстрактное понятие, которое во многом зависит от самого человека: от его образования, эстетических предпочтений, возраста и даже пола. В своей работе я постаралась эти субъективные характеристики проанализировать и привести к объективным критериям, которые могли бы лечь в основу методики сохранения объектов наследия.
Мы видим, как современное строительство изменяет неповторимую панораму городов, исторически сложившуюся градостроительную структуру, систему доминант и искажает не только зрительное восприятие, но и эмоциональное.
Визитная карточка Санкт-Петербурга — его своеобразная панорама, на которой мосты, Исаакиевский собор, крепости, шпили. Когда мы видим абрис панорамы, сразу понимаем, что это наш город. Современная застройка часто делает города безликими, в процессе глобализации они становятся похожими друг на друга. Я уверена, что необходимо сохранять местное своеобразие не только архитектуры, но и идентичности и уникальности среды».