Зачем на авианосце холодильник? Магистрант рассказал о стажировке в Индии

Магистрант Александр Солопко провел 2,5 месяца на корабле «INS Vikramaditya» военно-морских сил Индии. Вместе с другими российскими специалистами студент готовил и тестировал холодильное оборудование для авианосца. Он рассказал, зачем на военном корабле нужны холодильные машины и как проходит посвящение в моряки. В Московском Политехе я учусь на кафедре «Холодильная и криогенная техника и системы обеспечения». О возможности поехать на стажировку узнал в университете и решил воспользоваться шансом. Для этого требовалось, прежде всего, желание. Также пришлось сделать необходимые для поездки в Индию прививки. Организация, которая проводила работы на корабле, называется «ВНИИХОЛОДМАШ», моим наставником был один из ее сотрудников — начальник отдела крупных турбокомпрессорных холодильных машин Владимир Юрьевич Иванов. Я очень благодарен ему за помощь и консультации. Во время стажировки я ознакомился с конструкцией холодильных машин большой производительности с турбокомпрессорами, порядком эксплуатации и ремонта, а также участвовал в ремонте турбокомпрессора. Корабль «INS Vikramaditya» был создан на базе авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» российской судостроительной промышленностью по заказу Правительства Республики Индия. На нем установлены отечественные холодильные машины марки МТХМ-2000. В начале сентября я в составе группы российских специалистов прибыл на авианосец, который находился на ремонте в индийском городе Кочин. Сначала мы все жили в гостинице: после завтрака сотрудников отвозили на корабль, обратно мы возвращались около 16 часов вечера. В свободное время я предпочитал исследовать город: гулял, пробовал местную еду, даже играл с индусами в волейбол. После того, как корабль спустили на воду, вся группа российских специалистов переехала жить в каюты и после подготовки и тестирования оборудования корабль отправился к месту основного базирования в городе Карвар. Путь занял 13 дней. Согласно правилам, после заселения покидать судно запрещено, но это не доставило особых неудобств. Я заранее подготовился в своему первому морскому путешествию и закупил немного продуктов. С двухместной каютой тоже повезло: в ней были даже иллюминаторы, поэтому, пока корабль находился недалеко от берега, удавалось пользоваться Интернетом. Из-за огромных размеров авианосца качки вообще не было. Как новичку, мне полагалось боевое крещение. Обычно для этого нужно выпить кружку морской воды, но море вокруг авианосца оказалось слишком грязным — пришлось пить ром. Каждый на корабле следовал правилам и знал свои задачи, поэтому порядок был абсолютным. Работу выполняли несколько десятков российских специалистов, сотрудников «ВНИИХОЛОДМАШ». В Индии влажный жаркий климат, поэтому без охлаждения авианосец мгновенно превращается в раскаленную консервную банку. Первое время, пока мы еще не запустили холодильные машины, приходилось работать при температуре около 48°C — незабываемый опыт. Стажировка оказалась очень полезна для меня: я не только научился чему-то новому, но и увидел новую страну, ни в чем не похожую на то, с чем сталкивался раньше.
Партнёр: Московский политехнический университет