Станция Петербургского метро «Автово» – одна из самых красивых в мире. Ее архитекторы – выпускники и преподаватели нашего вуза.

В ноябре 2014 г. станция Петербургского метрополитена «Автово» по версии влиятельной британской газеты «Гардиан» (The Guardian) вошла в список 12 самых красивых станций в мире (седьмая по счету). Наряду с петербургской подземкой в список попали станции метро Неаполя, Лиссабона, Мюнхена, Варшавы, Нью-Йорка (две станции), Торонто, Лондона, Стокгольма, Парижа и Киева.

За полтора года до этого (в январе 2013 г.) по версии британского издания «Дейли Телеграф» (Daily Telegraph) в финальном рейтинге 22 станций метрополитена 15 европейских стран (Италия, Великобритания, Германия, Россия и др.) «Автово» вошла в десятку самых красивых станций Европы (под № 10).

Еще 15 декабря 2011 г. Советом по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга станция «Автово» была внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения и с тех пор охраняется государством как памятник истории и культуры.

Станция «Автово» Кировско-Выборгской линии (линия № 1, красная ветка) открыта 15 ноября 1955 г. в составе первой очереди ленинградского метрополитена («Автово» – «Площадь Восстания»). Архитекторы — выпускники и преподаватели ЛИСИ (ныне СПбГАСУ) Е. А. Левинсон (1894–1968) и А. А. Грушке (1912–1989). Инженер-конструктор — С. М. Эпштейн.

Со станции «Автово» была совершена первая пробная поездка двух вагонов 8 октября 1955 г. и на эту станцию прибыл первый поезд ленинградского метро, вышедший со станции «Площадь Восстания» 15 ноября того же года.

Это станция неглубокого заложения (12 м), колонного типа, трехпролетная. Поэтому «Автово» — первая станция без эскалаторов. К перронному залу ведет широкая винтовая лестница, стена которой (одна, с другой стороны — перила) облицована красным мрамором.

Строить ее начали до войны, а продолжили после Победы. В 1946–1950 гг. было проведено три тура конкурсов. Проект станции «Автово» архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке имел большой успех.

Наземный павильон станции «Автово» расположен на проспекте Стачек между домами № 90 и 94. Его украшает двойной шестиколонный каннелированный дорический портик (всего 12 колонн). Павильон завершается массивным куполом на большом световом барабане. На внешнем (уличном) фасаде павильона слева и справа от дверей помещены небольшие барельефы «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941–1943 годах».

Подземный перронный зал станции «Автово» выглядит как богато декорированный подземный дворец. Его освещают 29 бронзовых люстр. Но главное украшение подземного зала — два ряда величественных колонн. Всего их 48. Из них: 16 искрящихся стеклянных и 32 беломраморные колонны. По первоначальному проекту стеклянными должны были быть все колонны, но подрядчик не успевал полностью выполнить отливку стеклянных фрагментов к сроку сдачи объекта, и подземный зал был сдан лишь с 16 «хрустальными» колоннами. Остальные временно облицевали белым мрамором под цвет путевых стен. А после Постановления ЦК партии о борьбе с «архитектурными излишествами» так и оставили.

Тема оформления станции — оборона Ленинграда, стойкость и мужество его защитников и непокоренных жителей (район Автово был передним краем обороны Ленинграда во время блокады). Декоративное убранство — люстры, настенные светильники, решетки на путевых стенах — украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести, отваги и Победы.

Торцевую стену подземного зала украшает большое мозаичное панно «Победа» с изображением женщины-матери с младенцем на руках — символ мира, завоеванного в тяжелой борьбе с фашизмом. На стене Нижнего кассового зала помещен небольшой алебастровый барельеф «Защитники Ленинграда», а основание купола в верхнем наземном зале опоясывает надпись: «Слава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой».

В 2012 г. закончилась девятилетняя реставрация станции «Автово», после которой она стала выглядеть так же, как изначально в 1955 г.

{gallery name='24112014_2'}


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет