Увидеть Крым и написать монографию
Почти 70 студентов, аспирантов и преподавателей из 18 российских вузов совершили сухопутное и морское исследовательское путешествие по полуострову В конце мая колонна автомобилей с участниками межвузовской научно-исследовательской экспедиции "Крымская кругосветка" направилась из Севастополя к финальной точке своего путешествия — средневековому городу-крепости Эски-Кермен, развалины которого находятся в Крымских горах под Бахчисараем. "Крымская кругосветка" — это почти 70 студентов, аспирантов и преподавателей из 18 российских вузов, которые в течение двух недель колесили по дорогам Крыма и шли морем на яхтах, ялах и резиновых лодках вдоль крымских берегов. По пути они проводили подводно-археологические и полевые исследования, изучая богатую историю полуострова. А в горах, на руинах старинного города, им предстоит рассказать друг другу о результатах своих исследований и поделиться опытом. Экспедиция разделила территорию Крыма на пять этапов. "Этапы были локализованы по определенным историко-географическим местностям, весь Крымский полуостров был разделен на Керченский полуостров — это Киммерия, Южный берег Крыма — это Таврика, северо-западный Крым — Херсонесида, степи от Черноморского до Бахчисарая — это Скифия. Ну и сейчас мы поднимаемся на Эски-Кермен — это православный горный Крым, княжество Феодора", — рассказывает руководитель экспедиции, директор Центра морских исследований и технологий Севастопольского госуниверситета Дмитрий Татарков. На всем пути следования отряды экспедиции посещали исторические места, которыми богат Крым, изучали античный и средневековый периоды его истории, эпоху Крымской (1853–1856) и Великой Отечественной войн (1941–1945), посещали оборонительные сооружения, музеи и другие достопримечательности. Якорные кошки и кувшины Самыми крупными находками исследователей стали обнаруженные морским отрядом у берегов Гурзуфа несколько якорей разных эпох. "Экспедиция ставила целью комплексное историко-географическое обследование побережья Крыма от Керчи и до мыса Тарханкут, создание современного взгляда на старинные лоции Черного моря. Мы проводили подводно-археологические исследования, и в районе мыса Аю-Даг нами локализована стоянка кораблей. Здесь массовое скопление средневековых якорей — они датируются VII–IX веками и вплоть до современности", — рассказывает научный руководитель экспедиции, кандидат исторических наук, сотрудник Института востоковедения РАН Виктор Лебединский. Всего было найдено три якорные кошки, относящиеся к XVIII–XIX веку (возможно, более раннему периоду), византийский якорь, относящийся к VII–VIII векам, и миниатюрный современный якорь середины XX века. По словам историка, это полностью подтверждает уже существующие исторические данные об этом месте. "Здесь на берегу был раскопан храм византийского периода, который просуществовал с VI века по IX век, как раз это согласуется с нашими находками", — рассказывает Лебединский. Исследователи обнаружили сохранившиеся целыми средневековые кувшины и осколки средневековой керамики. Есть и находки, установить предназначение которых пока не удалось. "Мы обнаружили в акватории севастопольского поселка Любимовка интересный предмет, который пока никак не можем идентифицировать. Это деревянный шест с противовесом, предположительно, из чугуна. Скорее всего, это какая-то корабельная оснастка — может быть, весло с противовесом", — говорит Лебединский. Не зубрежка Полевые и морские исследования для студентов и аспирантов — это возможность в реальных условиях закрепить свои знания и получить новые. "Для ребят это и обучение, и стажировка, и мастер-классы — все в одном флаконе. Со всей страны приехали студенты и не просто увидели Крым, но и начали его изучать, собирать и анализировать данные. Это все заставляет молодых людей не просто заниматься зубрежкой, а выйти, пройти ногами, проплыть, посмотреть, сделать наблюдения, помогает мыслить", — говорит Виктор Лебединский. Каждый участник экспедиции был отобран в результате конкурса и выполнял две задачи: свою личную, которая была заявлена на отборочном конкурсе (эти наработки студенты будут использовать для написания курсовых работ, а аспиранты — для научных статей), и задачу, полученную от руководства экспедиции — изучить и описать определенный район Крыма. "Я была в сухопутном отряде, делала полевые наблюдения, изучала растительность, ландшафты, что характерно и закономерно для каждой местности. Для моей будущей научной деятельности это огромный шаг вперед, потому что я занимаюсь дендрохронологией, и здесь мы как раз смотрели места, где мы можем отобрать деревья для будущих палеоклиматических реконструкций", — говорит Надежда Семеняк, аспирант Института географии РАН. Девушка поясняет, что дендрохронология — это дисциплина, изучающая годовые приросты деревьев для построения по ним хронологии. Это помогает исследовать изменения климата в прошлом, а также определять возраст деревянных исторических артефактов. Для педагога Дарьи Адаевой, аспирантки Московского педагогического госуниверситета, экспедиция имеет свое практическое значение. "Я уже работаю в московской школе. Для меня это возможность понять, как организована экспедиция, как она спланирована, как организованы группы. Самое главное наблюдение — как сплотить коллектив. Здесь же студенты абсолютно разных курсов — от первого курса института до третьего курса аспирантуры", — поясняет девушка. Быть романтиками Задумал эту первую масштабную экспедицию в прошлом году известный путешественник Федор Конюхов. "Я хочу, чтобы дети были романтиками, мечтателями, любознательными, чтобы любили приключения", — сказал он тогда. Реализовать эту идею удалось благодаря усилиям Севастопольского госуниверситета и многих других организаторов. Федор Конюхов не смог присоединиться к экспедиции из-за подготовки к собственным путешествиям, но прислал видеообращение, пообещав непременно присоединиться к "Крымской кругосветке" в следующий раз. По словам организаторов, экспедиция теперь будет проводиться ежегодно. Сами участники экспедиции говорят, что сожалеют об окончании двухнедельного путешествия. "Сегодня финальный день, грустно. Хочется продолжать, у нас такая дружественная атмосфера, что уезжать не хочется", — говорит Надежда Семеняк. Поделиться с другими Экспедиция заодно выполняла просветительскую и профориентационную задачи. К примеру, в Саках для школьников был проведен форум "Морской выбор". Там участники экспедиции рассказали о своих исследованиях, о морских специальностях и вузах, куда можно поступить, чтобы их освоить. "Кроме того, в местах наших базовых лагерей мы проводили школы экогеографического просвещения, когда ученые и студенты рассказывали школьникам об истории и географии Крымского полуострова", — говорит руководитель экспедиции Татарков. А еще на учебном паруснике "Херсонес" "кругосветка" зашла в знаменитый лагерь "Артек". Здесь для артековцев провели фестиваль морских видов спорта, была организована шлюпочная регата, победители которой получили специальный приз Федора Конюхова — огромный торт в виде яла. Итогом экспедиции станет монография, составленная в виде перипла — описания путешествия в духе древних греков. "Это будет использоваться как учебное пособие при занятиях на исторических, географических специальностях, будет способствовать популяризации Крыма, экспедиционной деятельности студентов", — говорит Татарков. Андрей Мединский
Партнёр:
Севастопольский государственный университет