Естественно-научное знание лежит в основе новой образовательной модели ТюмГУ

В этом году около 900 первокурсников ТюмГУ столкнулись с новой образовательной моделью – выбирая наряду с обязательными к изучению дисциплинами элективные курсы, студенты самостоятельно выстраивают свои индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). В 1-м семестре они должны освоить базовые дисциплины общеобразовательного блока, перечень которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Это, по мнению экспертов, позволит студентам гармонично войти в особый режим вузовского учебного процесса. Ранее мы уже рассказывали о том, какие знания несут дисциплины «Философские методы в цифровую эпоху» и «Россия и мир». Сегодня будем разбирать, что из себя представляет курс «Естественно-научная картина мира». Первое, на что стоит обратить внимание, – это междисциплинарность. В рамках дисциплины первокурсники познакомятся с успехами и достижениями современной науки в области физики, химии, географии и биологии.Наука о веществе Открывает изучение курса знакомство с химической картиной мира. В чем заключается сущность химических явлений и от чего зависят свойства веществ? Какие элементы являются самыми распространенными во Вселенной и на Земле? Что такое химическое соединение и от каких факторов зависит скорость химических процессов? Это лишь малый круг вопросов, на которые студенты найдут ответы на лекциях и семинарских занятиях по химии. В рамках 8 учебных встреч они также узнают, что из себя представляет ядерная химия, зеленая химия, космохимия, эволюционная химия. Рассмотрят роль химии в сохранении окружающей среды и многое другое. «Цель этого модуля – дать представление о роли химии в познании современного мира, – говорят разработчики. – Химическая картина мира – это целостность химических знаний, которые существуют не отдельно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга и объединяются в концептуальные системы».Науки о живой природе Следующие 8 встреч студенты посвятят изучению наук о живой природе. По словам педагогов ТюмГУ, биологические науки долгое время оставались чрезвычайно обособленными друг от друга: «Единая картина биологических явлений, дающая возможность построения законченных биологических теорий, строится на основе таких понятий современной биологии, как приспособление, наследственность и изменчивость, естественный отбор, борьба за существование, эволюция и др.», – поясняют они. Изучая этот блок курса «Естественно-научная картина мира», студенты узнают об эволюции живых систем, современном биоразнообразии и потенциальных тенденциях его изменений. Дадут характеристику состояния биоразнообразия планет, обсудят возможность существования внеземной жизни и многое другое. Кроме того, в мини-группах студенты будут искать ответы на вопросы из области современной биотехнологии: как в технических системах можно использовать принципы организации мозга; какие свойства животных можно использовать в авиа- и судостроении, робототехнике; какие природные конструкции и формы – в строительной технике и архитектуре?Исследование мира и его устройства Физические знания легли в основу третьей составляющей большого естественно-научного курса. Здесь первокурсникам предлагается разобраться в этапах развития естествознания и изучить физические представления об устройстве окружающего мира. Студенты рассмотрят ключевые теории и концепции физики, свойства пространства и времени с позиций общей теории относительности. Узнают о современных взглядах на происхождение и устройство Вселенной, о влиянии уровня развития физического знания на научно-технический прогресс и др.Эколого-географическое мировоззрение Завершится курс изучением предметов из цикла экологии и географии. «Сегодня можно говорить об эколого-географической картине мира, потому что именно география оказалась крайне востребованной при решении современных экологических проблем, – уверены преподаватели. – Более того, экологизация географической науки позволяет говорить об эколого-географическом мировоззрении как составной части научного мировоззрения, направленного на понимание смысла происходящего при решении жизненно важных проблем окружающей среды». Учебные встречи построены таким образом, чтобы за небольшой промежуток времени помочь студентам сформировать представление о взаимосвязи экологических и экономических аспектов человеческой деятельности в рамках рационального природопользования и познакомить их с причинами, последствиями и путями решения глобальных экологических проблем.Кто читает курс? В состав педагогического коллектива, реализующего данный курс, вошли ведущие преподаватели Института химии, Института биологии, Физико-технического института и Института наук о Земле. Среди них: – Нестерова Наталья Владимировна, кандидат наук, доцент кафедры неорганической и физической химии; – Турнаев Валентин Александрович, кандидат наук, доцент кафедры неорганической и физической химии; – Кыров Дмитрий Николаевич, кандидат наук, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных; – Белкин Алексей Васильевич, кандидат наук, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных; – Вершинин Владимир Евгеньевич, старший преподаватель кафедры моделирования физических процессов и систем; – Ганопольский Родион Михайлович, кандидат наук, заведующий кафедрой моделирования физических процессов и систем; – Флягин Михаил Яковлевич, кандидат наук, доцент кафедрымоделирования физических процессов и систем; – Притужалова Ольга Александровна, кандидат наук, доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования; – Сулкарнаева Лилия Даулятовна, ассистент кафедры социально-экономической географии и природопользования. В конце семестра в рамках итоговой аттестации студенты сдают экзамен. В дальнейшем (на 2–4 курсах) при желании изучение физики, химии, географии и биологии можно будет продолжить, выбрав элективные курсы. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет