Модест Колеров: «Калининградская область - идеальная модель для изучения советского периода»

Известный российский историк, общественный деятель, главный редактор информационного агентства REGNUM Модест Колеров приехал в Калининград, чтобы прочитать лекции по истории советского периода.

В интервью kantiana.ru ученый рассказал о том, почему Калининградская область лучше других регионов России подходит для создания площадки по изучению истории СССР, что такая площадка может дать университету и региону и где смогут найти применение своим знаниям специалисты этого профиля

- Модест Алексеевич, насколько я понимаю, лекции, которые вы прочитали в БФУ им. И. Канта, это первый шаг в осуществлении крупного проекта, связанного с изучением истории СССР. В чем его суть?

- Я могу лишь надеяться, что эти лекции станут началом какого-то большого пути. У нас давно зреет идея создать здесь, в Калининградской области, на базе БФУ им.И.Канта общероссийскую площадку по изучению истории СССР. Сейчас разные центры исследований истории России XX века, можно сказать, размазывают проблему изучения этого периода между дореволюционным и современным. Разумеется, все это генетически связано между собой, но хотелось все-таки сделать акцент именно на истории Советского Союза.
И Калининградская область как никакая другая подходит для реализации этого проекта. Ведь она на сто процентов - произведение СССР. Это не только общенациональный трофей, это своего рода чистая, рафинированная модель советского общества, не ограниченная ни национальным фактором, ни условиями Крайнего Севера, ни чем-то еще в таком роде.
В свое время Йохан Хёйзинга исследовал Бургундию как модель средневекового общества. Мне же хочется показать, что можно глубже изучить советский проект на примере Калининградской области.

_S2A0819.jpg

- Кроме всего прочего, мне кажется, что создание здесь такой научно-исследовательской базы будет полезной как для БФУ им.И.Канта, который сможет создать что-то вроде монополии на выпуск высококлассных специалистов в области советской истории, так и для отечественной науки в целом. Если появится возможность выпускать в год десять хороших исследователей, это будет просто здорово.

- А найдутся ли рабочие места для этих специалистов?

- Я бы не стал так ставить вопрос. Скажите: а композиторы востребованы? А поэты востребованы? Ведь человек пишет музыку или стихи не потому, что хочет куда-то устроиться на работу, а потому что писать музыку и стихи - его призвание.
Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что в условиях коммерциализации образовательной сферы нужно дополнительно искать возможность для научного творчества и возможности для профессиональной реализации специалистов. Входной билет в науку очень дорогой. И далеко не каждый может платить за него своей жизнью.
Поэтому сейчас на поверхности остаются истинные таланты, истинные подвижники, а для науки нужны не только таланты и подвижники, нужны нормальные люди, которые, не рискуя ввести в нищету себя и свои семьи, могут заниматься серьезными исследованиями.
Мне кажется, что всегда есть возможность найти работу для специалистов по советскому периоду в разного рода образовательных, издательских, просветительских проектах. Нужно, как учил Кейнс, создать предложение, и тогда появится спрос.
Возвращаясь к Калининградской области, хочу отметить, что стартовые возможности для реализации проекта здесь есть. Имеется приличный архив, нет никаких препятствий для использования центральных архивов, есть хороший университет, к которому я питаю теплые чувства. Единственное - надо просто преодолеть неизбежное для любого локального вуза краеведение и выйти на по-настоящему федеральный уровень.

- До распада СССР советский период довольно активно изучался. Было написано большое количество книг, масса научных работ. Как вы оцениваете это наследие?

- Выходившие во времена СССР научные труды по истории советского периода в силу общей несвободы были во многом ангажированы, цензурированы. Но самый главный недостаток заключался в том, что при их написании не в полной мере использовались архивные материалы. Сейчас, после архивной революции 1992 года, после рассекречивания архивов, появилась масса работ, написанных на основе подлинных документов, на основе первоисточников.
Сейчас мы нуждаемся в двух вещах: в аккумулировании архивных знаний и в противодействии мусорному потоку масс-культа в книгах, в интернете, в СМИ.
Следует принести туда хоть какое-нибудь точное научное здание. Что касается дореволюционной истории, то у России двух- и трёхсотлетняя история изучения этого периода, и всякое мошенничество, всякие самозванцы с их домыслами оттуда, что называется, просто отскакивают. А на советском периоде многие, к сожалению, еще легко спекулируют. Здесь еще хватает демагогии и откровенного вранья.

- А чем важен советский период? Чем были для нас, с точки зрения историка, эти 70 с лишним лет? Это прорыв? Это отклонение от своего пути или неиспользованный шанс?

- Если отвечать коротко, то советский период - это 9 Мая и 12 Апреля. Без 9 Мая мы бы не существовали физически, без 12 Апреля мы бы не существовали технологически.
Вся экономическая и опять же - технологическая основа нашей страны создана в СССР, и мы должны отдавать себе в этом отчет.
Кроме того, с Советским Союзом связаны базовые социальные гарантии - бесплатная медицина, бесплатное образование. Сейчас в Конституции это все тоже гарантируется, но мы же видим, как дела обстоят на самом деле. Антиконституционная коммерциализация бюджетной сферы - наш позор!

- В целом я уверен, что советский период это плюс. Причем большой. Без советской власти наша страна была бы колонизирована и расчленена, как Индия.

_S2A0810.jpg


2017-11-30_17-42-06.png
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Партнёр: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта