Сергей Женовач: «Подлинное искусство требует работы души»

24 марта 2017 года в Российском новом университете (РосНОУ) прошла встреча студентов с театральным режиссёром, педагогом, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Государственной премии РФ, основателем и художественным руководителем театра «Студия театрального искусства» Сергеем Васильевичем Женовачом. Встреча была организована Театральной студией РосНОУ при содействии студенческих активов университета и факультетов.

Первой частью вечера стал концерт Театральной студии РосНОУ, в котором приняли участие Мария Козлова, Андрей Голубев, Кристина Звягина, Игорь Князев, Любовь Луканова, Анастасия Жарикова. Участники студии подготовили презентацию о Сергея Васильевиче, из которой зрители узнали, что главная цель жизни режиссёра — служение искусству.

Студийцы исполнили композиции по произведениям Эдуарда Асадова, Роберта Рождественского, Владимира Маяковского, Вероники Тушновой и Льва Ошанина. Лирические произведения сменились сатирическими баснями Сергея Михалкова и Ивана Крылова и фрагментом комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».

Актриса Театра Российской армии, руководитель Театральной студии РосНОУ Наталия Ивановна Курсевич выступила со словами о театре и начала беседу с Сергеем Васильевичем Женовачом вопросом «Кто для вас актёр?»

— Без актёра театра нет, — ответил Сергей Васильевич. — Всё в театре определяется актёрами и их одарённостью. Театр — тот вид искусства, где важен коллектив.

Сергей Васильевич с удовольствием поделился со студентами воспоминаниями о своей учёбе в университете, о преподавателях и однокурсниках. Режиссёр рассказал о том, как учился у режиссёра Петра Фоменко: «Фоменко обладал прекрасным чувством мизансцены, огромное внимание уделял интонации. Он был человеком противоречивым, немного озорным и даже хулиганистым», — вспоминает Сергей Васильевич.

Студенты и преподаватели РосНОУ задали режиссёру множество вопросов.

Как вы относитесь к тому, что некоторые актёры становятся режиссёрами?

Режиссура — это не профессия, а образ мышления. У актёра может получиться хороший спектакль. Но когда артисты переходят в режиссуру, им нужно менять своё мышление. Это разные профессии, для них нужно тренировать разные качества. Научить режиссуре невозможно, но можно практикой выработать такой образ мышления.

Как вы поняли, что режиссура — это ваше предназначение?

Найти себя — это самое трудное в жизни. Большая беда и трагедия, если вы попадаете не в свою профессию. Однажды к нам пришли педагоги из драмкружка. Я стал выходить на сцену и почувствовал, что мне интересно, что я начал себя понимать. Я попал в компанию, где я интересен, а раньше меня никто не замечал, я был закрытый человек.

Вы выпускаете спектакль. Что дальше? Вы продолжаете над ним работать?

Если артисты выходят на сцену два раза в неделю и меньше, они теряют уверенность в себе. Спектакли сочиняются в режиссёрской среде, а рождаются — при зрительской реакции. Даже один и тот же спектакль каждый раз разный. Игра актёров во многом зависит от того, какие сегодня зрители. Зритель получает тот спектакль, которого он заслуживает. Обычно я смотрю несколько спектаклей, а потом несколько пропускаю. Потом снова прихожу и смотрю, как спектакль изменили зрители.

Чем бы вы хотели заниматься, кроме театра?

Только театром. Подлинное искусство требует работы души. Театр — это образ жизни.

Что вам не нравится в людях?

Ненавижу, когда зрители смотрят в экраны телефонов и не отключают звук во время спектакля. Среди артистов не люблю снобизм. Больше всего не люблю снобизм и хамство.

Как вы относитесь к увеличению числа школьных и студенческих театров, привлечению школьников и студентов к театральной культуре?

Это хорошо, но есть несколько замечаний. Ребёнка 5-6 лет нельзя заставлять играть взрослые роли. Дети должны оставаться детьми. Мне кажется, актёрская природа начинает формироваться в 13-14 лет. Раньше нужно играть в игры, но не образы и характеры. Ребёнка это может сломать.

Всего на встречу с режиссёром пришли более 200 студентов, в том числе китайские стажёры, обучающиеся в РосНОУ.

— Если тебя приглашают, значит, что люди заинтересованы, слышали про спектакли, хотят какого-то общения, — поделился впечатлениями Сергей Васильевич. — Ваши студенты искренне увлечены театром. А когда увлечение искреннее, оно несёт только благо и тут можно только радоваться.

Текст — Дарья Рожкова


Партнёр: Российский новый университет