В школах снова начнут изучать историю регионов

13 октября в читальном зале библиотеки НГПУ прошел региональный семинар-совещание «История страны через историю ее регионов: актуальные вопросы изучения региональной истории в школе». Он стал промежуточным итогом совместной работы НГПУ, Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) и Ассоциации учителей истории и обществознания.

Проект реализуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, в рамках поручения Президента по созданию общей модели преподавания регионального компонента истории.

По словам проректора по учебной работе НГПУ Николая Александровича Ряписова, данный проект — один из самых инновационных в России.

— В 2012 году появилась инициатива академии наук о подготовке региональных учебников истории, — рассказывает Николай Александрович Ряписов. — Кафедра отечественной и всеобщей истории Института истории, гуманитарного и социального образования (ИИГСО) НГПУ была к этому готова — материал уже был собран, а технические возможности позволили свести этот материал воедино. Активное участие в этом процессе приняла руководитель ассоциации учителей истории и обществознания по Новосибирской области, кандидат исторических наук, зав. кафедрой отечественной и всеобщей истории НГПУ Ольга Михайловна Хлытина. И в сентябре 2015 года нами был представлен учебник «История Сибири».

Еще в советские времена, в учебных планах отдельной дисциплиной значился курс истории Сибири. Затем, в перестройку, он превратился в спецкурс, а потом и вовсе был убран из плана. В то же время, Владимир Александрович Зверев, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории ИИГСО НГПУ и доцент, кандидат исторических наук Фаина Силантьевна Кузнецова — работали над созданием регионального учебника истории для школы.

— Апробация показала, что этот учебник весьма универсален, — подчеркивает Ольга Михайловна Хлытина. – Он может использоваться в качестве источника дополнительных материалов к урокам с 5 по 9 класс, а в 10 и 11 классе — в качестве основного. В этом учебнике представлены многие населенные пункты Сибири. Когда мы показываем ребятам, что знаменательные события нашей истории связаны тысячами нитей с историей региона – это их очень мотивирует. На полях практически каждого раздела есть интересные факты. Этот учебник провоцирует вопросы и желание узнать больше.

По словам доктора исторических наук, профессора и проректора по научно-методической работе НИПКиПРО Константина Борисовича Умбрашко, региональный аспект истории может быть полезным не только для учителей истории:

— Любой предметник, будь то физик, математик, химик или биолог, может вводить региональный компонент через структуру своего преподавания. Это необычайно действенно. Потому что детское сознание очень гибкое и то, что идет от учителя не напрямую, дидактично и назидательно, а наоборот, косвенно — задерживается в сознании ребенка очень прочно и очень надолго.

Выступая на семинаре-совещании в качестве координатора проекта «История страны через историю ее регионов», кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН и проректор ГАУГН Николай Владимирович Промыслов провел презентацию этого проекта и рассказал о его важности не только для Новосибирска, но и для всех остальных регионов Российской Федерации.

— Давно было понятно, что общий курс истории нашей большой страны для большинства школьников — весьма отстраненный, — отмечает Николай Владимирович Промыслов. — В их понимании, вся история происходила где-то далеко, на полях Европы, в столицах. Как это связано с их родным городом, регионом — не всегда детям понятно. А через историю родных регионов ученикам можно объяснить значение многих процессов. Классический тому пример — Великая Отечественная война. Нет областей, городов, которые бы в ней не участвовали. Не на всех территориях были боевые действия, но все регионы так или иначе это затронуло. Почему мы сотрудничаем именно с НГПУ? После публикации официального поручения Президента, проект «История страны через историю ее регионов» начал поиски возможных партнеров, так как написанием истории регионов должны заниматься местные специалисты, знающие ее изнутри. Было известно, что в Новосибирске давно и глубоко занимаются изучением истории Сибири. Поэтому мы обратились именно к специалистам НГПУ. Проект будет развиваться через дополнительные материалы, и сейчас мы говорим о создании общей методики преподавания регионального компонента. Как преподавать региональную историю в целом, как вводить ее в общий курс — на эти вопросы мы ответим в будущем.

Пособие, разработанное сотрудниками кафедры отечественной и всеобщей истории ИИГСО НГПУ, было первым в России, вышедшим в печатном виде — до этого они публиковались только на сайте электронного научно-образовательного журнала «История». В прошлом сентябре проводился семинар для учителей, на котором было презентовано пособие и подведены итоги апробации его в разных форматах: для изучения элективного курса, для отдельных уроков истории и в качестве вкрапления материалов регионального компонента в базовый курс общей истории. Но на мероприятии возник вопрос о тематическом планировании, встраивании новых разработок в курс. В этом году, с учетом результатов прошлого семинара, кафедра сконструировала модель рабочей программы по региональной истории, которую представила Фаина Силантьевна Кузнецова. Помимо этого, несколько учителей подготовили выступления о том, как они используют эти разработки у себя на уроках. Они рассказали о личных находках и обсудили возникшие проблемы. Также к проекту присоединились сотрудники музеев и библиотек, которые предлагают разные варианты коллективной работы.

— Для меня этот семинар очень полезен, мы уже приобрели 15 новых учебников «Истории Сибири», — делится впечатлениями учитель истории новосибирской Гимназии № 2 Елена Петровна Тихонова. — Целый год мы его апробировали, включались в работу. Поэтому мне было интересно узнать о новых разработках — это важно не только для моих учеников, но и для меня лично. Я сама не из Сибири, поэтому узнаю много нового. Как мы включаем в наше тематическое планирование работу с этим учебником? После прохождения какой-либо темы, мы смотрим, как это отразилось на нашей области, нашем крае, Сибири в целом. Например, после прочтения о реформах Столыпина мы изучаем, как они отразились на жителях нашего региона. Такая информация лучше усваивается учениками. Помимо этого, в учебнике содержатся интересные факты, оригинальные задания, которые побуждают учеников узнавать что-то новое, самим разбираться в исторических процессах. Немаловажно, что новый учебник позволяет комфортно организовать групповую работу.

Таким образом, семинар-совещание подвел итоги апробации данного учебника в школах. Рекомендации, которые были даны преподавателями школ НСО при подведении итогов семинара, позволят кафедре отечественной и всеобщей истории ИИГСО НГПУ продолжить работу по разработке дальнейших программ в этом направлении.

Дарья Бондарь


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет