Рутинные профессии исчезнут
Недавно на снобе вышла интересная статья о лекции главы рекрутингового агенства Pruffi Алены Владимирской "Профессии будущего". Она о том, какие профессию будут востребованы в долгосрочной перспективе и к чему готовиться нашим детям. Мы не смогли обойти стороной эту тему и приводим в нашем блоге статью целиком.
Профессии прошлого
Практически нет споров о том, какие профессии будут востребованы через 5, 10, 20 лет. Все сходятся примерно на одном и том же. Проблема не в том, что это за профессии. Проблема в так называемом «проклятии родителей». Что это такое? Проклятие родителей — это программирование детей под свое прошлое. Мы исходим из того, что есть некие профессии, которые всегда дадут нашему ребенку верный кусок хлеба, счастье, востребованность. На самом деле большинство таких специальностей сейчас умирают. Родители, перестаньте, пожалуйста, программировать детей на профессии прошлого, которые дадут бедное и угрюмое существование.
Мы уже вошли в научную революцию, технологии меняются очень быстро, и у подростков, кому сейчас 15–18 лет, есть все шансы вскочить в еще пока не существующий поезд. Это хорошая новость. А есть плохая новость. Проблема научной революции заключается в том, что технологии и роботизированность повально сметают все исполнительские профессии, сфера за сферой. Шаг за шагом механические рутинные работы уходят. Поэтому молодежи придется конкурировать не только с таким же выпускниками, не только с теми, кто работает на пять лет дольше, но и с бездушными железками.
Общая формула такова: любые профессии, которые сводятся к алгоритмическому выполнению действий, находятся либо в зоне полного уничтожения, либо в зоне огромного риска. Нет такой профессии на исполнительском уровне, где технологии проигрывали бы человеку. Это минус. Плюс в том, что любые профессии, которые связаны с тем, чтобы создавать алгоритмы, по которым будут работать эти железки, будут существовать ощутимо дольше.
Итак, умрет все, где действия работника четко алгоритмизируются, описаны, повторяемы и не требуют никакого креатива. Причем не только в низовом сегменте, это касается и достаточно большого пласта журналистов, переводчиков и так называемых культурных профессий.
Куда надо идти
Почти все отрасли, о которых мы будем говорить, — это так называемый новый интернет. Востребованность в этом сегменте большая, и она будет еще расти в ближайшие 5–7 лет, что дает возможность быстро дойти до топ-уровня, участия в IPO или продажи на бирже. То есть вероятность стать очень богатым человеком, даже не будучи собственником компании, будет чрезвычайно высока.
Сельское хозяйство. В связи с нынешним курсом рубля по отношению к доллару и евро аграрная отрасль становится все интересней и интересней. Мы начинаем производить для себя и на продажу — для Китая, Азии. В сельское хозяйство приходят большие деньги, в первую очередь в сегменты, связанные с зерном и квотами на рыбу, но и не только. В отрасль приходят инвесторы. Возникает запрос на технологии. В аграрной сфере будут востребованы работники двух категорий. Во-первых, это сельскохозяйственные специальности. У нас есть пять-семь очень хороших южных университетов, которые готовят таких специалистов. Во-вторых, чтобы быть еще более востребованным работником, будет необходимо обладать технологическими навыками, связанными с автоматизацией и робототехникой.
Робототехника становится новой востребованной профессией. Как я уже говорила, мы не можем работать на исполнительском уровне лучше механизмов, мы всегда им проигрываем. Но мы можем возглавить эту революцию. В ближайшие много лет будут востребованы люди, которые программируют роботов, создают их, улучшают и занимаются их аккаунтингом. Под роботами мы сейчас понимаем и механические линии, и дронов, и большие процессы. Этому хорошо учат на отдельных кафедрах в Бауманке, МФТИ. Если вы собираетесь учиться этим вещам, вам нужны онлайн-курсы, начиная от Coursera и GitHub, чтобы быть сильными не только в фундаментальных знаниях, но и в современных.
Медицина — отрасль, в которой будет новый великий передел. В медицине будет развиваться несколько новых направлений, которых сейчас нет:
Биопротезирование.
Выращивание органов.
Фармакология, основанная на новых принципах создания лекарств.
Коучинг, связанный с продолжением нашей жизни: по здоровью, внешности, образу жизни и т. д.
Робототехника в медицине. Это не только те роботы, которые уже делают операции, но и технологии доставки лекарств до нужных участков тела, так называемые наноботы, которые уже существуют и тестируются.
Не стоит учиться на терапевтов: через несколько десятков лет эта специализация исчезнет. Диагностические системы искусственного интеллекта типа IBM Watson уже ставят диагнозы точнее, чем хорошие врачи в хороших клиниках.
Нужны будут узкие специализации: хирургия, гинекология, эндокринология. Медицина как отдельная наука будет недостаточна. Придется учиться медицине на стыке инженерии и медицины, математики и медицины, биологии и медицины. Через 10 лет без минимальных инженерных навыков будет невозможно оставаться конкурентоспособным.
Энергетика и сырье — отрасль, с которой произойдет самая страшная вещь. Традиционная отрасль исчезнет, на ее месте придется выстраивать новую. Альтернативная энергетика начала развиваться по экспоненте, и в промежутке 15–20 лет традиционная энергетика на углеводородах закончится. Первые экспериментальные реакторы холодного синтеза уже запущены, вся Европа строит альтернативную энергетику, США переходят на солнечные батареи. Все это новые возможности и огромные риски.
Что делать, если я гуманитарий?
Если вы гуманитарий, забудьте о работе экологом в корпорации. Современные большие корпорации просто прикрывают свои экологические проблемы одноразовыми акциями. Но вообще скоро экологи станут очень востребованными, потому что альтернативные, новые источники энергии будут требовать «обеления» в глазах общественности, и их нужно будет сделать по-настоящему экологичными.
Энтертейнмент. Развлечения — сфера, выигрывающая от новой революции, всем будет хотеться еще больше вау-эффекта. Те люди, которые умеют придумывать, управлять и давать импульсы к новым видам развлечений, будут очень востребованы.
Но главная точка роста будет даже не в индустрии развлечений, она будет в онлайн-образовании. Фактически нет людей, которые умеют «упаковывать» онлайн-знания. Уже сейчас есть большой запрос на следующие типы специалистов:
Продюсеры онлайн-образования, те, кто умеют правильно упаковать курс, сделать его хорошо воспринимаемым, востребованным.
Те, кто умеют монетизировать такие курсы.
Те, кто умеют работать с онлайн-аудиторией. Надо сделать так, чтобы пользователи смотрели курсы и чтобы они учились. И те люди, которые умеют правильно работать с аудиторией, будут очень востребованы. Сами по себе лекции — не ценность. А вот донести их до человека и уложить ему в голову — это уже ценность.
B2C, бизнес для потребителя. Появится большая потребность в маркетологах, которые могут вывести маленький магазинчик на нужный уровень продаж. Теперь весь маркетинг строится на аналитике данных. Там только цифры и ничего кроме цифр. И где-то только в самом низу и на самом верху будет человеческий труд. Большие данные в маркетинге становятся особо важными, поскольку в условиях кризиса важно уметь продать много и быстро.
Защита privacy, информации о себе становится огромным бизнесом. Чем ты богаче, тем меньше о тебе знают — этому у нас учат очень хорошо. Процентов 70 специалистов в данной отрасли — это россияне или люди, окончившие российские вузы. Информационная защита будет очень востребована и частным бизнесом, и государством.
Банки. Если вы работаете в банке и у вас нет IT-образования, в ближайшие 5-7 лет вас уволят. Эта отрасль, как и туризм, сейчас в кризисе. Любая связка IT и банков будет востребована. Инвесторы ждут маленький работающий проект с потенциальным масштабированием. Он может быть в онлайне или в офлайне, но точки роста там, где есть потенциал для IT-банкинга, кредитования друг друга, индивидуального инвестинга, краудфандинговых платформ.
То же самое происходит с туризмом. Там очень ждут людей, которые выведут отрасль из кризиса. Это может быть связано с индивидуальными экскурсиями, арендой квартир, индивидуальными турами.
Как и чему учиться
Отечественное образование, как ни странно, хорошее, но оно застряло в прошлом. Доучиваться и доучивать ваших детей для того, чтобы дать им хороший старт в будущем, придется вам самим. Что делать? Во-первых, начиная с самого маленького возраста, показывать детям максимально широкий спектр всевозможных кружков, секций и не ругать за то, что они начинают что-то и бросают через какое-то время. Во-вторых, обязательно давать им языки. Как минимум английский, а через несколько лет, вероятнее всего, надо будет давать деловой китайский и основы программирования. В-третьих, дети учатся по большей части от харизматических личностей. Вы должны все время притаскивать детям этих харизматических личностей, которые пробудят у них интерес к определенным профессиям.
Если вы собираетесь учиться в России, выбирайте вуз по следующим принципам:
Это должен быть вуз, входящий в первую десятку по своей специальности.
Вузу должно быть больше 5 лет.
У него должны быть международные связи. Это даст возможность стажировок в странах – лидерах отрасли, что чрезвычайно важно.
Не менее 40% преподавателей должны одновременно работать в компаниях-лидерах в их сфере. Такие преподаватели будут подтаскивать на курсовые и дипломные проекты реальные кейсы своих предприятий и с 3–4-го курса заберут хороших студентов на работу в свою компанию.
У вуза должно быть партнерство с инкубатором или акселератором. Ведение своих проектов во время обучения даст студентам деловые навыки и способствует расширению круга деловых знакомств, связей, которые в будущем могут оказаться полезными в решении как рабочих, так и и бытовых проблем.
Программа конференций внутри вуза и в других местах. Это позволит писать научные работы и знакомиться с большим количеством специалистов.
Вузы, соответствующие этим критериям, дают возможность выучиться на достойном уровне, все остальные – выпустят студентов неконкурентоспособными.
Источник: https://snob.ru/selected/entry/106288
Партнёр:
Смарт Курс