Объекты туриндустрии – «полигон» для получения профессиональных знаний

Студенты факультета социально-культурного сервиса и туризма посетили объекты туриндустрии на Кавказских Минеральных Водах.

Посещение предприятий туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов КМВ входит в программу семинаров-практикумов для студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма СтГАУ.

- Мы считаем важным направлением обучения ознакомление наших студентов с перспективами дальнейшей работы в сфере туриндустрии, - рассказывает заведующий кафедрой «Туризм и сервис», доцент А.В. Трухачев. – Туристской отрасли, безусловно, нужны молодые кадры, которые обладают большим желанием идти вперед, развиваться и привносить новые идеи в турбизнес, развивать курортную инфраструктуру. Студенты должны не только обладать фундаментальными знаниями о туризме, но и понимать текущую ситуацию в отрасли для построения успешной карьеры. В этом им помогает общение с руководителями объектов туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Ставропольского края, которые делятся бесценным опытом и дают ребятам конкретные советы по трудоустройству. Факультетом подписаны договоры о взаимном творческом сотрудничестве с лучшими предприятиями гостиничной индустрии, ресторанного бизнеса и туризма.

Семинар-практикум был организован при поддержке члена Общественной палаты Ставропольского края В.И. Михайленко, который на протяжении долгого времени возглавлял администрацию Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, - и внес значительный вклад в его развитие.

Первым объектом, который посетили студенты Ставропольского государственного аграрного университета, стали «воздушные ворота региона» - «Международный аэропорт Минеральные Воды». Ребят встретил заместитель генерального директора ОАО ««Международный аэропорт Минеральные Воды» С.Н. Чалов. Студенты побывали в аэровокзальном комплексе, VIP-зале, осмотрели «президентскую» зону, в которую прибывают пассажиры высшего эшелона власти. С.Н. Чалов рассказал о значении аэропорта в продвижении туристско-рекреационных услуг, отметив, что с вводом в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы протяженностью 3900 метров, начался новый этап в жизни минераловодской воздушной гавани. Аэропорт смог принимать самолеты всех типов, в том числе дальнемагистральные воздушные суда Боинг-747. Годовой пассажиропоток увеличился на 1 миллион человек.

Студенты факультета социально-культурного сервиса и туризма стали первыми среди делегаций вузов, побывавшими в аэропорту после завершения его реконструкции. Ребята по достоинству оценили открытие двух залов повышенной комфортности, представляющих собой отдельный комплекс со своей парадной въездной территорией и благоустроенной автостоянкой. Студенты интересовались у специалистов системой обслуживания пассажиров, работой маркетинговой службы, логистических комплексов, особенностями подготовки кадров сервисной службы.

- Кавказские Минеральные Воды можно развивать бесконечно, - сказал С.Н. Чалов. – Рынок туристических услуг активно развивается и требует высококвалифицированных, глубоко образованных, молодых специалистов. Сейчас время новых стандартов и требований, и чем выше квалификация персонала, тем успешнее бизнес. Один из важнейших пунктов, на который обращают внимание работодатели объектов туриндустрии, включая и наш, транспортный логистический комплекс, – знание иностранного языка. Это большой бонус к базовым знаниям, это то, что расширяет профессиональный кругозор молодых специалистов. Чем выше интеллектуальный уровень персонала, тем в туристическом бизнесе эффективнее и легче работать, развивать новые направления, внедрять прогрессивные технологии.

Следующем объектом практического семинара стало современное предприятие европейского класса АО "Кавминводы", производящее минеральную воду "Новотерская целебная". Генеральный директор АО "Кавминводы" Н.И. Лобач в формате лекции обозначил пути развития предприятия, формирование заинтересованного в достижении высоких результатов коллектива. Он рассказал студентам об истории открытия на КМВ источников минеральной воды, становлении крупнейшего производственного предприятия по розливу целебной воды. «Здесь формируется резерв здоровья, - сказал Н.И. Лобач. – За 22 года существования производства нам удалось достичь главного – сохранить и донести потребителю уникальную воду в том виде, в котором ее создала природа. Основная стратегическая задача АО "Кавминводы" - обеспечение безукоризненного качества продукции, полного ее соответствия отечественным и международным стандартам и требованиям потребителя».

Ребятам показали заслуженные награды предприятия – медали и дипломы престижных международных и российских выставок в Берлине, Дубае, Каире, Париже, Кельне и других городах мира и России.

Технический директор АО "Кавминводы В.П. Евграфьев провел экскурсию на завод, где студенты смогли воочию увидеть весь технологический процесс работы линии разлива минеральной воды «Новотерская целебная» и питьевой воды "Новотерская" в ПЭТ и в стеклянную тару. Обе линии высокопроизводительные. Они позволяют разливать до 36 млн. бутылок в год. В.П. Евграфьев ответил на вопросы студентов, которые касались оснащения предприятия, транспортной логистики, участия в международных выставках и других заинтересовавших ребят тем.

Далее студенты отправились в Железноводск, где их встретила начальник службы оргинформобеспечения санатория "Дубовая роща" Управления делами Президента РФ Л.А. Панкова. Она провела практикум на тему особенностей работы круглогодичной бальнеологической здравницы. Студенты осмотрели главный корпус, в холле которого расположен бювет с минеральной водой "железноводского" типа, ознакомились со специальными программами лечения, системой индивидуального диетического питания, лечебно-диагностической базой. Ребята интересовались организацией туристических услуг, отдыха и досуга, позиционированием бренда здравницы – традиций "кремлевской медицины". Л.А. Панкова ответила на все вопросы и пригласила ребят попробовать свои профессиональные компетенции при прохождении практики в ведущем санатории КМВ.

Семинар-практикум продолжился в знаменитой грязелечебнице им. Н.А. Семашко в городе Ессентуки. Заведующая бальнеогрязелечебницей Л.В.Федорова провела студентам необычную экскурсию, которая позволила ребятам не только конкретизировать уже имеющиеся знания о санаторно-курортном деле, но и открыла исторический пласт создания одной из самых известных грязелечебниц России. Студенты узнали, что объект был построен 101 год назад по проекту академика Е. Ф. Шреттера. Он создал поистине архитектурный образец, выбрав для грязелечебницы формы античной классики. Разрабатывая проект, зодчий использовал новейшие для того времени требования техники, бальнеологии и гигиены. Ессентукская грязелечебница занимает половину квартала в центре г. Ессентуки и поражает своей строгой красотой и необычностью. На этом предприятии санаторно-курортной отрасли чтят исконные традиции грязелечения, как одного из наиболее эффективных методов реабилитации. Оздоровительное воздействие на организм обусловлено уникальным составом сульфидной иловой грязи озера Тамбукан, расположенного в 38 км от города Ессентуки. Несмотря на давность постройки, грязелечебница сохранила в полном объеме все свои функциональные возможности и оснащена современным оборудованием. В настоящее время Грязелечебница – это лечебный комплекс с отлаженной работой сложного инженерно-технического оборудования, инфраструктуры, передаточных устройств и сооружений, вспомогательных подразделений, предназначенных для обеспечения технологического процесса по отпуску бальнеогрязевых процедур.

Студенты осмотрели один из 4-х корпусов, проектная мощность которых составляет 2500 процедур в день. По окончании экскурсии ребята спросили у Л.В. Федоровой, как взаимосвязаны курортные объекты, в частности, грязелечебница имени Н.А. Семашко, и туристический сервис. Заведующая ответила, что сейчас сформировался рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц. В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.). Вместе с тем традиционная лечебно-оздоровительная направленность отечественной санаторно-курортной системы, которой мы заслуженно гордимся, требует от специалистов немедицинского профиля знания основ курортологии. Для наиболее эффективного использования здравниц необходимо наличие курортной инфраструктуры, т.е. системы материальных объектов и видов деятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплению здоровья. Поэтому успешная работа курортных объектов напрямую зависит от совершенствования технологий и повышения качества курортного обслуживания.

Программу выездного семинара-практикума завершило посещение конгресс-отеля «Интурист». Там со студентами встретились генеральный директор ООО «Пятигорск-Интур» Д.Г. Богданов и заместитель генерального директора туристического агентства «Ровита-тур» Т.Ф Андриенко. Встреча проходила в переговорной комнате 16-ти этажного гостиничного комплекса, расположенного в самом центре делового и курортного района столицы СКФО - города Пятигорска.

Т.Ф. Андриенко рассказала студентам о тонкостях продажи туристического продукта, современных методах торговли, а также специфике и особенностях туристического бизнеса.

Д.Г. Богданов остановился на традициях, сложившихся в конгресс-отеле. Он отметил, что «Интурист» на протяжении 30 лет остается лидером в туриндустрии КМВ, продолжает лучшие традиции отеля, обогащает их инновационными подходами к обслуживанию гостей. Отель предлагает идеальные условия для бизнеса: деловых встреч, семинаров, конференций, презентаций, выставок.

- В нашей индустрии невозможно работать, если ты не влюблен в сферу гостеприимства. Да, это очень сложный, порой непредсказуемый вид деятельности, но безумно интересный, - сказал Д.Г. Богданов. – Он требует творческого, не шаблонного подхода, нестандартных шагов. И в этом мы делаем ставку на молодых специалистов. Мы не боимся принимать на работу молодых специалистов, открыто приглашаем на практику студентов профильных направлений. Не бойтесь экспериментировать, предлагайте свежие идеи, используйте нетрадиционные подходы и методики, потому что туриндустрия, как динамично развивающаяся, «живая» отрасль, первой откликается на все запросы времени.

Итоги семинара-практикума подвел В.И. Михайленко:

- Мне очень приятно общаться с людьми, которые решили связать свою жизнь с гостиничным бизнесом, курортным делом. Я сам был 12 лет генеральным директор «Интуристом», работал с невероятным наслаждением. Это было большое хозяйство, включало гостиницы, мотели, бюро путешествий, автохозяйство, кемпинги, десятки гидов-переводчиков. Я уже тогда уяснил, что в стране колоссальные проблемы в сфере туризма, курортного дела, что надо перенимать мировой опыт, учиться работать в этой отрасли. Мне были понятны идея и замысел В.И. Трухачева об открытии факультета социально-культурного сервиса и туризма. Ректор СтГАУ всегда в тренде, и он однажды спросил: «А почему мы не используем КМВ как базовую площадку для проведения семинаров-практикумов, чтобы будущие специалисты туриндустрии увидели лучшие гостиницы, лучшие санатории, лучшие турфирмы, предприятия курортной инфраструктуры?» Было принято решение создать постоянный семинар-практикум для студентов факультета на КМВ. Проект возглавили кандидаты экономических наук А.Ю. Лебедев, А.В. Михайленко и заведующий кафедрой «Туризм и сервис» А.В. Трухачев.

Завершая необычный учебный день, В.И. Михайленко призвал ребят впитывать как можно больше впечатлений и помнить, что человеческие ценности везде одинаковы: «Вы никогда не пожалеете, что выбрали это направление – знакомить людей с миром, создавать условия для качественного многогранного отдыха, а значит, дарить радость и счастье!»


Партнёр: Ставропольский государственный аграрный университет