Ольга Афанасьева рассказала про олимпиады, Летние школы

Ольга Афанасьева: «Нам нужен интересующийся человек»

Ольга Афанасьева — член жюри Всероса по обществознанию, заместитель декана по работе с абитуриентами факультета коммуникаций, медиа и дизайна дала интервью медиацентру "Всероса".

В интервью Андрея Карабанова, студента образовательной программы "Журналистика", Ольга Афанасьева рассказала про олимпиады, Летние школы, любовь к путешествиям и современных студентов. Ольга Афанасьева — член жюри Всероса по обществознанию, заместитель декана по работе с абитуриентами факультета коммуникаций, медиа и дизайна, преподаватель дисциплины "Теория государства и права" на образовательной программе «Реклама и связи с общественностью», доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ.  
 
Для победы в олимпиадах важно умение мыслить нестандартно, творчески. Как его можно развить?
 
Чтением и еще раз чтением, причем не только интернета. Чтением книг, журналов, газет. На первой встрече с первокурсниками Сергей Александрович Зверев, руководитель департамента интегрированных коммуникаций, задает традиционный вопрос: «Кто читает газеты?», потом — «Когда в последний раз вы читали газету?». И это неслучайно. Нам нужен интересующийся человек, человек с широким кругозором, который любит музеи, посещает выставки, путешествует, слушает музыку, следит за новостями в политике, бизнесе, культуре.
 
Начальник Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ Ирина Филимонова:
 - Мечта…
 
Да, Ирина Олеговна права: конечно, это — идеал, мечта, и ЕГЭ, на мой взгляд, достижению этого идеала не способствует. Когда к образованию применен метод «шаблонизации», места нестандартному мышлению и нестандартным ответам не остается. Но я бы не стала драматизировать: наблюдая великолепные работы ребят на олимпиадах, можно быть уверенным, что ребята справляются.
 
Тем более что подготовка к олимпиаде сама по себе достаточно нетривиальная задача…
 
Здесь простор для самосовершенствования! Можно взять демоверсии и задания олимпиад прошлых лет, попробовать разобраться и решить, а потом сверить с ответами. Кстати, есть еще один проект Дирекции по профориентации НИУ ВШЭ — «Конкурсы Юных». Что касается нашей образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», мы проводим конкурс «Юный рекламист». С этого года действует нововведение: участникам предоставляется возможность выбора — представить жюри свой проект, который они делали, скажем, в школе, либо выполнить конкурсное задание. Защиты таких проектов проходят как в очной форме в Москве, так и по Skype.
 
Предположим, я олимпиадник, уже призер или победитель, могу поступить туда, куда хочу. Возникает чувство, что главное позади. Что делать?
 
Самый худший вариант в этом случае — когда человек остается на том же уровне, которого он достиг. Он успокоился, решил свою задачу, и ему больше ничего не нужно делать. С 2014 года такая ситуация невозможна, поскольку призеры любой вузовской олимпиады (к Всеросу это не относится – прим. ред.) должны подтверждать свою победу на олимпиаде высокими баллами ЕГЭ. А счастливым обладателям дипломов Всероса я бы советовала взять дополнительный язык для изучения. Если уже есть один, возьмите второй, и так далее. Главное — не останавливаться на достигнутом!
 
Можно ли утверждать, что олимпиады — это способ показать свои знания, а летние школы — способ показать себя?
 
Олимпиада — это тяжелое испытание, нервный стресс, особенно для одиннадцатиклассников. Олимпиадные задания очень сложно взять простым изучением материала. Здесь требуется системный подход, умение отфильтровать лишнее и выделить самое главное в ограниченный период времени. Летние и зимние школы для абитуриентов — это другие ощущения, каждое занятие предоставляет участнику шанс показать себя: либо он красиво пишет, либо мастерски говорит, либо придумывает оригинальные идеи и проекты. (Зарегистрироваться на Летнюю многопрофильную школу 2015 можно до 10 мая — прим.ред.).
 
Как мне кажется, такие школы предоставляют уникальную возможность не только ребятам поучиться у лучших преподавателей, но и вам пообщаться с умными школьниками. Я прав?
 
Конечно. Не случайно конкурсный отбор на эти школы серьезный: ребята пишут мотивационные письма, в которых каждый должен представить себя. Есть и еще одно требование — индивидуальные достижения, причем это участие не только в олимпиадах, но и в различных краеведческих или творческих конкурсах, например. Главное — чтобы мы видели личное участие учащегося в каком-то проекте. На наших занятиях, играх, мастер-классах в Школе ребята не только раскрывают себя для нас, но и раскрываются сами для себя. Отдельно стоит сказать о наших вожатых, лучших студентах  Вышки. Так что если дети у нас самые одаренные, то вожатые — самые яркие, самые небезразличные и талантливые. Заинтересовать школьников, увлечь наукой, погрузить в профессию, и, наконец, заслужить признание и авторитет — это многого стоит.
 
Существует стойкое убеждение, что такие школы — пионерлагеря или санатории нового поколения. Это так?
 
Во-первых, стоит сразу сказать, что Летняя многопрофильная школа ВШЭ — это далеко не санаторий (смеется). Это вам скажет любой участник школы, не говоря уже об организаторах и преподавателях. Однако здоровье у нас действительно поправить можно: свежий воздух, интеллектуальные игры, интересное общение — все это создает особый дух, точно здоровый. Но это не пионерлагерь. Мы предпочитаем наименование «Школа», обязательно с заглавной буквы. Это становится школой для всех: и для ребят, и для нас, и для вожатых. И из года в год в нее хочется возвращаться.
 
А в детстве вы в пионерлагеря ездили?
 
В юношеские годы я была в «Орленке», где работала в импровизированном пресс-центре. Это был не только выпуск газеты, но и ежедневные новостные и тематические радио передачи. Работа была очень интересная, мне очень нравилось. В этом лагере я для себя открыла три вещи: узнала, что такое охота на лис, навсегда полюбила пресс-центр и преодолела страх высоты, прыгнув с парашютом с вышки.
Любите путешествовать, у вас есть какие-нибудь любимые края?
Мне нравится Псков, я очень люблю Владимиро-Суздальскую землю, «Золотое кольцо». Это потрясающие города, каждый — памятник культуры. Люблю майский Крым: цветущий миндаль, запах моря. Еще стоит съездить зимой в Вологодскую область — Русское Белозерье, Русский север, Кириллов монастырь, Ферапонтов монастырь.
 
У вас много командировок. Успеваете знакомиться с городами?
 
Это обязательная программа. Недавно мы были во Владивостоке: совершили перелет через всю страну, читали лекции, проводили мастер-классы, а сам город видели только из окна автомобиля. И поздно ночью в последний день мы совершили «марш-бросок» на остров Русский. Было очень живописно, озаренный огнями Владивосток показался невероятно красивым.
 
У вас есть юридическое и историческое образование. Почему занимаетесь интегрированными коммуникациями?
 
Действительно, у меня есть классическое историческое образование, и я им очень горжусь. Однако самой востребованной специальностью в 90-е годы была юриспруденция, поэтому получила юридическое образование. В конце концов получилось, что по специальности «История» не работала ни дня (смеется). Теперь — почему интегрированные коммуникации. Долгое время я занималась юридическим сопровождением избирательных кампаний, а избирательные кампании разного уровня это, прежде всего, примеры интегрированных кампаний в чистом виде. Так и осталась в этой сфере.
 
Вы преподаете теорию государства и права. Почему рекламщикам важно знать этот предмет?
 
Абсолютно важно знать этот предмет, так как человек, который в дальнейшем себя видит в любом консалтинге — политическом, рекламном — должен знать историю государственности своей страны и должен понимать правовые аспекты своей деятельности. Вообще, эта дисциплина создает бэкграунд, формирует кругозор.
 
Расскажите, как проходит учебная и производственная практика в департаменте интегрированных коммуникаций? Что делают ребята?
 
Уже на первом курсе мы привлекаем студентов в проекты, которые реализует департамент, — конференции, фестивали, конкурсы, различные профориентационные мероприятия. Практика же начинается на втором курсе и проходит в самых «топовых» коммуникационных агентствах. У наших ребят нет необходимости самостоятельно искать место для практики, его предоставляет департамент, а дело студента — доказать, что именно его должны взять на стажировку в «Яндекс», «BBDO» или КРОС. Эти компании сразу включают студентов в свои проекты, причем работа интегрирована в учебный процесс, там есть возможность реализовать полученные знания и навыки. На образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» практикой руководит Римма Игоревна Погодина (она тоже член жюри Всероса по обществознанию – прим. ред.).
 
Студенты со временем меняются?
 
Я думаю, что студент-2015 отличается даже от студентов 2012, 2013 годов, не говоря уже о студентах более ранних эпох. Развитие интернета и информационных технологий в целом, возможности поиска информации — все это меняет любого, так же как и меня саму. Я бы сказала, что современный студент — требовательный, и я здесь не вижу ничего плохого. Это качество такого же порядка, как и требовательный гражданин. Граждане должны быть требовательными, избиратели должны быть требовательными, и студенты тоже должны быть требовательными. Важно только, чтобы эта требовательность не переходила этические границы. А преподаватель должен понимать меняющегося студента, пытаться его заинтересовать — и это главное.
Оригинал интервью вы можете найти на сайте  Всероссийской олимпиады школьников.

Партнёр: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»