Что раньше: профессия или профессиональное образование?
В последнее время своеобразными «героями нашего времени» стали собирательные образы нарушителей профессионального спокойствия, такие как Доктор Хаус (House, M.D.), Доктор Лайтмен (Lie to me), и др. Они ломают границы дозволенного в профессии, не уважают авторитеты, но всегда добиваются результатов.
Кого же считать настоящим профессионалом? Того, кто чтит образовательные и профессиональные нормы, или того, кто делает что-то новое и непонятное, но всегда эффективен.
Все профессии, известные сейчас человечеству, возникли благодаря тому, что кто-то сделал нечто в первый раз. Этот человек интуитивно понял, что есть некий новый путь нерешаемой в рамках старых знаний задачи, и пошел по нему. А другие увидели его результат, восхитились и захотели тоже овладеть этим знанием. Они начали копировать его шаги, решения, образ мысли.
Именно эти повторения первого опыта и создают профессию и систему профессиональных знаний. Люди, повторяющие первый инновационный прорыв, исследуют этот опыт более подробно. Они пробуют, экспериментируют, совершают ошибки. Они фиксируют свои наблюдения, успешные и не успешные результаты. И, в ходе освоения «нового русла», появляется новое профессиональное знание, которое можно систематизировать, изложить на бумаге, разработать учебные курсы. Появляется профессиональное образование.
Но для того, чтобы все это случилось, необходимо, чтобы кто-то сделал нечто необычное и странное, но очень нужное человечеству, в первый раз. Любопытно, что «первопроходец» - он не профессионал получается. Он и не любитель. Он творец, который пытается либо чего-то достичь, либо что-то сказать. Он что-то ищет, и находит что-то. А все другие, идущие по его стопам, они уже профессионалы. Они могут быть специалистами разного уровня. Но то, что они делают, они сверяют с некими знаниями в этой области. Ориентирами служат оценки «правильно»/«не правильно», а не «результативно»/«не результативно».
Партнёр:
Кем БЫТЬ или НЕ БЫТЬ? Карьерное консультирование. Профориентация.