Условия поступления на специальности отрасли здравоохранения не отличаются специфическими особенностями. В качестве вступительных экзаменов в медицинские и фармацевтические вузы выступает ЕГЭ или, для некоторых категорий абитуриентов, испытания, проводимые вузом самостоятельно. В зависимости от направления подготовки профильными предметами могут выступать биология, химия или физика. Для поступления в медколледжи выпускники 9 или 11 классов должны предоставить только аттестат. Каких-либо дополнительных испытаний не предусматривается. Однако конкурс при поступлении, как правило, очень высок.
Льготы при поступлении в медицинские и фармацевтические вузы и колледжи предоставляются тем же категориям граждан, что и в учебные заведения других сфер. Однако в правилах приема отдельных учебных заведений области здравоохранения могут быть прописаны дополнительные категории граждан, которым предоставляется преимущественное право при поступлении. Например, лица, имеющие больший стаж работы по избранной специальности, лица, окончившие медико‑биологические школы, и так далее.
Если при поступлении в медицинский колледж абитуриенту по названиям специальностей более или менее понятно, по какой профессии он сможет работать после выпуска, то со специальностями вуза не всегда все ясно. К примеру, чтобы в будущем стать хирургом, акушером-гинекологом, генетиком или неврологом, абитуриент должен подать документы на специальность «Лечебное дело». А чтобы стать вирусологом, эпидемиологом или гигиенистом, нужно отучиться на «Медико-профилактической подготовке».
Дело в том, что сразу после окончания вуза выпускники допускаются к профессиональной деятельности только на должностях специалистов «первичного звена». Например, участковый терапевт или участковый педиатр. Чтобы освоить более узкую специализацию, потребуется отучиться в ординатуре.
Понять, какую из этих специальностей выбрать, поступая в вуз, чтобы в последствии стать тем или иным специалистом, можно с помощью "Номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации".