Интервью с Фокиной Ольгой Васильевной (преподавателем и завучем Детской Художественной школы №1 г. Нижнего Новгорода)
– Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
– Я работаю преподавателеми по совместительству завучем в ДХШ №1. Работаю я по этой профессии с 2000-го года. Получается, всего уже 17 лет. Первые два года – в школе, где училась, а 15 – уже здесь. В этом году, 1 сентября, будет юбилей.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
– Как-то так получилось, что всегда мечтала стать учителем. После художественного училища поняла, что я совсем не хочу быть архитекторомили дизайнером, не хочу быть иллюстратором книг, потому что я не готова целыми днями сидеть в одиночестве и рисовать, а общение с детьми всегда получалось.
– Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете об этом?
– Как я уже сказала, с детства мечтала стать учителем. Когда пошла в художественную школу, мечтала стать учителем в художественной школе, а после ее окончания поняла, что не хочу учиться нигде, кроме художественного училища, т.к. очень любила рисовать. Мечта сбылась, и, конечно, я об этом не жалею.
– Что вам нравится в Вашей профессии больше всего?
– Наверное, общение с детьми, потому что каждая новая группа всегда отличается от предыдущей. Молодежь с годами меняется и подпитывает тебя. Это как у артистов: ты отдаешь детям, они – тебе. Всегда приятно понимать, что можешь кого-то научить и вовлечь в деятельность, которая нравится тебе. К тому же, эта школа особенная и сюда приходят особенные дети.
– С какими трудностями сталкиваетесь в работе?
– Современные дети очень любят смотреть в телефоны и не видят ничего вокруг. Они едут из школы, уткнувшись в телефоны, приезжают сюда и постоянно смотрят в телефон. Т.е. современные дети слишком зависимы отгаджетов. Самое сложное – научить ребенка, который не хочет этого. Ты можешь стараться, но, если он не захочет рисовать, это бесполезно.
– Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить?
– В этой области невозможно работать без специального образования, например, без художественного училища. Можно пойти в пединститут на специальность преподавателя изобразительного искусства. Но не уверена, что этого и для общеобразовательной школы хватит, т.к. преподаватель должен быть носителем идеи, которую хочет донести до учеников.
– Нужно ли Вам периодически повышать квалификацию?
– Повышать квалификацию– это практически невозможно, если не будешь работать самостоятельно. Единственный вариант, это когда вокруг тебя работают другие художники и ты учишься у них.
– Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?
– Очень много терпения, душевного равновесия, так сказать, много любви к детям, желания человека кого-то научить и любви к изобразительному искусству, потому что, если ты сам не вовлечен в эту деятельность, тут невозможно чему-то научить.
– Есть ли в Вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?
– Я бы сказала, что тут сплошное творчество. Есть, конечно, определенная программа задач, чему нужно научить. А как ты этому будешь обучать, в этом и заключается творчество: натюрморты не повторяются, задания по композиции тоже. Также ты каждый раз думаешь, как можно донести до ребенка какую-то нужную истину, придумываешь разные упражнения.
– Из чего состоит Ваш рабочий день?
– У меня два времени в течении дня: когда я занимаюсь бумагами и когда я занимаюсь учениками. Приходится планировать, что необходимо сделать в течение дня, придумать задания для тренировки, ведь в ситуации с первым классом приходится все показывать. Домой уже приходишь без сил, на собственное творчество времени не остается, кроме как летом.
– Какие основные обязанности Вы выполняете?
– Как преподаватель, ты должен вовремя приходить, быть готовым к занятию, вести его, заполнять журнал, общаться с родителями. Но главное – это именно вовремя приходить, ведь преподаватель – это профессия, в которой категорически запрещается опаздывать и уходить с урока раньше.
– Что самое интересное в Вашей работе?
– Самое интересное – это, как ни странно, общение с детьми. Все группы очень разные, все дети очень разные, а это всегда подпитывает практически любого преподавателя. Свежие идеи, новый взгляд на мир, когда идет отдача – ты что-то объясняешь, у ребенка загораются глаза, он что-то начинает понимать и у него что-то начинает получаться.
– Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?
– Без художников, которых мы воспитываем, невозможно вырастить поколение, которое любило бы и ценило окружающий мир. Профессия преподавателя рисования состоит в том, чтобы научить видеть прекрасное, а такой человек никогда не пойдет его разрушать.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
– Последнее время доход достаточный, чтобы нормально жить. Если не лениться и быть готовым выполнять какую-то дополнительную работу по школе, то труд будет соответственно оплачен.
– Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?
– Как ее можно порекомендовать? Эту профессию порекомендовать невозможно. Это называется "профессия-призвание": либо ты можешь в ней существовать, либо нет.
– Как Вы думаете, будут ли специалисты Вашей профессии востребованы в будущем?
– Пока человечество будет что-то создавать, да. Если исчезнет живопись, как таковая, то всегда будут дизайнеры и архитекторы, потому что нам надо будет во что-то одеваться, на чем-то ездить, где-то жить. Профессия станет бесполезной, если люди совершенно откажутся от любования миром.
– О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у Вас?
– Во-первых, от работы преподавателя ждать больших денег не стоит никогда. Во-вторых, это та профессия, где ты не можешь взять отпуск в любое время, т.е. нужно быть готовым к тому, что жизнь будет несколько регламентирована. Также не стоит думать, что ребенка легко научить рисовать, к этому нужно долго идти.
– Когда вы только начали работать преподавателем в художественной школе, было ли Вам тяжело, волновались ли Вы?
– Было страшно первое время работать с детьми, ведь помимо того, что учишь ребенка рисовать, ты еще и воспитываешь его, становишься не только учителем, но и родителем в какой-то степени. К тому же, моей первой группой были девятиклассники, которые младше меня всего на 4 года. У меня было ощущение, что я учу своих ровесников.
– По этой специальности можно пойти работать сразу после окончания художественного училища. Тяжело ли сейчас трудоустроиться?
– Сразу в художественную школу устроиться почти невозможно, т.к. их в нашем городе всего три, но есть разные художественные отделения при школах искусств. Там часто ищут молодых специалистов. Такая необходимость периодически возникает и у нас, потому что сейчас средний возраст нашего коллектива – 50 лет. И так во многих школах.
– Бывает ли трудно общаться с родителями детей?
– На первых родительских собраниях, когда мне еще было 20 лет, общаться с родителями было странно, потому что все были значительно старше меня. Но потом понимаешь, что ты преподаватель, и воспринимают тебя как преподавателя. Самое главное, не доводить до конфликтов: если ребёнок не справляется, то нужно говорить об этом сразу.
– Сейчас в книжных магазинах и просто в Интернете есть много пособий по рисованию. Имеют ли они какой-то смысл?
– Они имеют смысл, если ты действительно хочешь научиться рисовать. Я знаю выпускников художественного училища, которые выпускают очень хорошие блоги по рисованию. Вполне возможно по таким самоучителям подготовиться, например, к поступлению в училище, как правило, на факультет дизайна. С живописью такое вряд ли получится.
– Сейчас очень многие увлекаются рисованием и считаю себя настоящими художниками. Как вы к этому относитесь?
– Есть такое выражение: "история всё рассудит". О том, кто был великим, а кто так, только рядом постоял, станет известно, только когда пройдет время. Но, все-таки есть рядовые художники средней руки, которые жить без этого не могут, поэтому почему бы и нет.
Орфография и пунктуация автора сохранены