НЕДОПУСК К ЕГЭ - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
В интернете, на сайте школы, на сайте самого ЕГЭ практически нет никакой подробной информации о допуске к ЕГЭ.
Про этот допуск и впрямь нет вопросов, когда выпускник - стабильный хорошист, он допускается, сдает, и всем хорошо, и выпускнику, и школе, тут все понятно.
А вот если у ученика выпускного класса по нескольким предметам нестабильное «3», конкурирующее с «2». И вот тут сразу возникает вопрос. Допуск или не допуск? Раньше (очень давно) при недопуске к обычным школьным экзаменам или их несдаче, ученика оставляли на второй год. Все мы знаем, что это были отъявленные хулиганы, неблагополучные, неспособные концентрироваться дети, дети с отставанием в развитии, дети, состоявшие на учете в детском отделении милиции и т.д. Оставить на второй год могли только самого худшего из худших, у которого пропущено 190 дней из 200 учебных. И большой редкостью было заполучить такого ученика в выпускном классе, т.к. такие дети покидали школу гораздо раньше, как правило, 9 класс (раньше 8ой) для них становился последним.
Как же ситуация с недопуском к государственной итоговой аттестацией, иными словами к ЕГЭ, обстоит в наши дни. Представляю вашему вниманию официальную информацию с сайта http://www.ege.edu.ru/ – «к ЕГЭ допускаются выпускники, имеющие итоговые школьные отметки по всем общеобразовательным предметам за 10, 11 (12) классы не ниже удовлетворительных. Решение о допуске принимает педагогический совет образовательного учреждения, оформляя его соответствующим приказом не позднее 25 мая текущего года». И больше о допуске ни слова…
Т.е. если, к примеру, в одиннадцатом классе ученик перестал успевать по одному из предметов, например химии… или математике или даже двум, то сразу встает вопрос о недопуске к ЕГЭ и оставлении на второй год в выпускном классе?!? И получается, именно, педсовет во главе с директором решает, что называется «быть или не быть». И все это в выпускном - последнем классе. Готова ли психика подростка выдержать такое?
Если в школе адекватное руководство, небезразличное к судьбе своего выпускника, учитывающее моральные и психологические аспекты, то, конечно, будут приняты во внимание заслуги ученика в прошлых учебных годах, конечно, будет распознано и оценено желание этого выпускника сдать ЕГЭ. И ребенка что называется «вытянут», пойдут навстречу, 11ый класс все-таки, настроят, помогут, поддержат и дадут шанс, а дальше все будет зависеть от него. Сдаст ЕГЭ – умница. Не сдаст – что ж, сам виноват, тянули, учили, шанс дали. А вот что делать, когда в школе руководство не заморачивается над моральным аспектом, а борется за городской рейтинг по успеваемости в части ЕГЭ или ученик, что называется, «оторви и выбрось». Для директора школы сразу возникает дилемма, как быть… дать шанс ученику выпускного класса попробовать свои силы или не дать. Между чем и чем выбирает педсовет и руководство школы. Рассмотрим первый вариант: Ученику, с нестабильной «3» по математике, все же ставят «3» за 11ый класс и дается шанс сдать ЕГЭ (допуск):
Результат: Набирается хороший бал по русскому и еще какому-то одному или нескольким предметам по выбору, математика провалена.
Плюсы:
1. У выпускника есть результаты ЕГЭ по-русскому и еще какому-то необязательному предмету, которые будут действительны 4 года,
2. Справка о прохождении обучения в школе и отсутствие необходимости обучаться второй год в 11м классе,
3. Аттестат за 9 классов + опыт сдачи ЕГЭ,
4. Выпускной вечер и в перспективе встречи с одноклассниками, с которыми было прожито бок о бок 11 лет,
5. Возможность поступить в колледж,
6. Возможность работать,
7. Возможность иметь целый год для подготовки к математике, чтоб через год сдать и поступить в ВУЗ.
Все не так уж плохо для выпускника. Учитывая то, что за 11 лет накапливается усталость от школьной программы, перспектива год поработать, и над собой в том числе, не так уж безрадостна. И, согласитесь, не так уж все плохо для школы, если бы не одно НО. В случае несдачи одного или двух обязательных предметов кем-то из выпускников, школа существенно теряет позиции в рейтинге по эффективности обучения. Такому выпускнику в любом случае не выдается аттестат и считается, что должных знаний школа не дала. И вот тут, видимо, начинают работать какие-то административные способы «наказания» руководства школы, о которых мы не знаем. Помимо выговоров за снижение показателей ЕГЭ, школе предстоит заниматься этим выпускником и в следующем году. Выпускник, несдавший обязательный предмет, остается, так сказать, привязан к этой школе (за исключением случаев, связанных с переездом) и заявление на повторную сдачу через год (до 1 марта) подается именно в эту школу. Выпускник также имеет право участвовать в подготовке к ЕГЭ на базе этой школы (не уверена, что обязан) и писать пробные тесты. И в случае успешной повторной сдачи ЕГЭ, аттестат будет выдавать именно эта школа. Казалось бы, схема понятна и, в принципе справедлива, школа учила 11 лет, …не сдал ЕГЭ, будь добр готовься заново, и сдавай. С этаким положением вещей сами выпускники готовы психологически примириться, но не руководство школы.
Рейтинги и статистика заставляют идти педсовет на крайние меры, и каждый год нестабильные выпускники то и дело слышат угрозы быть недопущенными и, как следствие, оставленными на второй год. И делается это (сам недопуск и угрозы недопуска), по моему глубокому убеждению, отнюдь, не из-за желания подтянуть успеваемость горе-выпускника. Ведь для любого, даже далекого от педагогики, человека, очевидно, что ученик, оставленный на второй год в 11м классе по причине неуспеваемости по одному или пусть даже двум предметам, психологически не готов заново посещать выпускной класс и осваивать программу по всем направлениям. Нужно понимать, как накаляется ситуация вплоть до 25 мая, до самого последнего дня перед экзаменом. Угрозы недопуска звучат практически с начала учебного года и практически для всех (для пущего страха) и до самого начала экзаменов. Конечно, большая доля вины и ответственности на самом ученике, не нужно было прогуливать, нужно было учить, решать пробные тесты. Но, скажите, зачем такого ученика брать в 11 класс. И что дает школе этот недопуск. Ведь факт остается фактом будет он не допущен к сдаче ЕГЭ или не сдаст ЕГЭ, знаний то все равно нет, аттестата нет.. Для школы судя по всему нет большой разницы.. Но для выпускника ситуация в корне меняется. При недопуске не просто нет аттестата, нет даже справки о прохождении обучения по 11 класс. Ученику в этом случае необходимо заново пройти обучение в 11 классе (в уже успевшей стать ненавистной школе). Очевидно, что подростку при таком раскладе, гарантирован катастрофический психоз, моральная подавленность и критическая отчаянность. Ведь его не просто не аттестовали, ему не дали шанса попробовать свои силы в том, ради чего, собственно, и было решение пойти в 10-11 класс. Ведь если он не достоин даже попытки сдать ЕГЭ, то почему и зачем его вообще взяли в этот путь полного среднего образования, а не выкинули из школы в 9м классе… При недопуске помимо всего прочего, его фактически лишают статуса – выпускника, лишают причастности к самому событию - «выпускной» и, соответственно, стирают причастность к коллективу своих одноклассников.
Я твердо убеждена, когда педсовет выносит решение о недопуске к ЕГЭ, им движет не желание дать знания, которых не смогли дать раньше, не желание обучить программе 11го класса повторно, а желание наказать и проучить неродивого подростка за его непослушание и нелюбовь к учебе, за его прогулы и двойки в выпускном классе. Лично я, кроме, как отомстить и наказать, не вижу в таком решении никакого другого смысла. Исключение составляют, вероятно, дети, которые по болезни либо еще по каким-то причинам не посещали школу совсем, не писали ни одной контрольной, ни одного зачета и ни одного пробного теста на положительный балл. И опять же, в каждой школе есть свод каких-то, только им доступных, правил, регламентирующих за что и почему могут не допустить. И получается, чтобы там о себе не думал выпускник, что он не такой уж плохой, не такой уж отсталый, педсовет запросто, руководствуясь своими правилами и этой короткой фразой- «итоговые школьные отметки по всем общеобразовательным предметам за 10, 11 (12) классы не ниже удовлетворительных», невзирая на симпатии отдельных учителей к этому ученику и моральный аспект, может взять и отстранить от экзамена, для этого достаточно поставить «2» за 11класс по предмету, по которому на «3» ну никак вытянуть этого ученика не получилось. Шансы, добиться того, что неуспевающий выпускник изменит свое отношение к этой науке, минимальны, напротив, в таком ученике будет посеян страх, озлобленность, неуверенность в себе и полное отчаяние в нужности обществу. Гораздо больше было бы пользы для общества и для самого выпускника, если б его выпустили из школы со справкой и несданным ЕГЭ.
Из всего вышесказанного возникает ряд вопросов к законодателям в сфере разработки правил ЕГЭ (вопросы, которые накопились у меня, как у мамы выпускницы, которой весь 2013 год трепали нервы этим недопуском и которая прекрасно сдала ЕГЭ по-русскому и обществознанию, но не сдала математику):
1. Почему в школах в обязательном порядке не работают психологи с будущими выпускниками на предмет положительных перспектив, в случае не сдачи ЕГЭ или не допуска к нему?
2. Почему стало нормой негативное запугивание преподавателей недопуском к ЕГЭ?
3. Куда обращаться в случае несогласия с решением педсовета о недопуске к ЕГЭ? Возможен ли пересмотр решения педсовета и как его требовать?
4. Почему для окончательного решения педсовета определены такие крайние сроки - 25е мая, сроки в которые невозможно ничего опротестовать?
5. Как морально и психологически правильно настроить на сдачу ЕГЭ ребенка, если вплоть до последнего дня происходит его запугивание недопуском?
6. Зачем учащегося, которого могут не допустить до ЕГЭ, берут в 11ый класс?
7. Правомерна ли, осуществляемая директором школы настоятельная рекомендация родителям о переводе ребенка посредине учебного года из 11 класса в другое общеобразовательное учреждение?
8. Почему для школ не разработаны рекомендации по участию в торжественных выпускных мероприятиях тех выпускников, которые покидают школу со справкой?
Если вы уже получили нужный ответ, вы можете закрыть это обсуждение
Владимир Утин
23.05.2014
По каким проблемам должны работать школьные психологи - это нужно искать в их должностных обязанностях. Видимо данный вопрос не слишком распространен, чтобы массово как-то над ним работать. Если школьнику всё-таки нужно на эту тему пообщаться с психологом, то никто же ему не запретит этого сделать, наверно... Стало ли нормой запугивание недопуском? Спорный вопрос, пожалуй.. Не везде сейчас, наверно, так. Учителя всегда чем-нибудь запугивают)) особенно в конце года или четверти. Это вообще дело в компетентности учителя… на счет остальных вопросов надо подумать, а то слишком много букв :)
PechaliNatali
27.05.2014
Ответ пользователюВладимир Утин
Смешно читать о том, что школьнику никто не запрещает общаться с психологом... Это все равно что разглагольствовать на тему, что при травме посреди пустынной улицы, никто не мешает получить первую помощь... Эту помощь нужно уметь оказывать, а не разрешать... Чувствуете разницу?
Я проконсультировалась с некоторыми специалистами других форумов, так вот ...остальные вопросы так и повиснут без ответа, т.к. нет никаких рычагов контроля за решениями педсовета, нет приемов в защиту выпускника, который по одному предмету стал отставать и из-за этого может быть не допущен к тому, к чему шел 11 лет..
Совершенно не понятно какие цели преследует школа, недопустив выпускника к сдаче ЕГЭ..
Никто мне так и не ответил на вопрос- Чем отличается уровень знаний того выпускника, который не сдал ЕГЭ (по математике к примеру) и того, кто не был допущен к ЕГЭ (из-за неуда по математике)?
Следующий вопрос, который вытекает из предыдущего - разумно ли лишать выпускника шанса сдать ЕГЭ при неуспеваемости лишь по одному предмету и оставлять его на второй год обучаться в целом по всей программе?
Действительность ЕГЭ четыре года... Вам не кажется абсурдным, что недопуск из-за математики, лишает права сдать, к примеру, ЕГЭ по литературе (по которой твердая "5") и использовать этот результат через год?
Все что касается допуска покрыто мраком... Хорошо, когда все хорошо.. Но если возникает проблема по одному из предметов у школьника выпускного класса, то у школы автоматически появляется причина для давления, шантажа и вымогательства, если хотите...
PechaliNatali
27.05.2014
Ответ пользователюВладимир Утин
Смешно читать о том, что школьнику никто не запрещает общаться с психологом... Это все равно что разглагольствовать на тему, что при травме посреди пустынной улицы, никто не мешает получить первую помощь... Эту помощь нужно уметь оказывать, а не разрешать... Чувствуете разницу?
Я проконсультировалась с некоторыми специалистами других форумов, так вот ...остальные вопросы так и повиснут без ответа, т.к. нет никаких рычагов контроля за решениями педсовета, нет приемов в защиту выпускника, который по одному предмету стал отставать и из-за этого может быть не допущен к тому, к чему шел 11 лет..
Совершенно не понятно какие цели преследует школа, недопустив выпускника к сдаче ЕГЭ..
Никто мне так и не ответил на вопрос- Чем отличается уровень знаний того выпускника, который не сдал ЕГЭ (по математике к примеру) и того, кто не был допущен к ЕГЭ (из-за неуда по математике)?
Следующий вопрос, который вытекает из предыдущего - разумно ли лишать выпускника шанса сдать ЕГЭ при неуспеваемости лишь по одному предмету и оставлять его на второй год обучаться в целом по всей программе?
Действительность ЕГЭ четыре года... Вам не кажется абсурдным, что недопуск из-за математики, лишает права сдать, к примеру, ЕГЭ по литературе (по которой твердая "5") и использовать этот результат через год?
Все что касается допуска покрыто мраком... Хорошо, когда все хорошо.. Но если возникает проблема по одному из предметов у школьника выпускного класса, то у школы автоматически появляется причина для давления, шантажа и вымогательства, если хотите...
EltonJons
27.05.2014
Ответ пользователюPechaliNatali
Тяжёлая ситуация, конечно. Неужели, на педсовете большинство учителей приняли решения не допускать школьника к ЕГЭ. из-за одной-то двойки?!... Была, может быть, весомая причина для этого? А может быть, дело тут в том, что работу школы оценивают по результатам ЕГЭ выпускников. А потом по результатам ЕГЭ всех выпускников региона оценивают соответственно главы региона. Но, кажется, от этого наконец-то решили уйти.
PechaliNatali
28.05.2014
Ответ пользователюEltonJons
У нас ситуация была еще абсурднее, из-за этой двойки весь год пугали и что самое неприятное, настойчиво предлагали перевестись в другую школу, подумаете, что выпускник такой неуправляемый, нет... обычная школьница, просто было много пропущено уроков, в том числе по болезни. Абсолютно обычный подросток, не хамка, не тихоня.... Просто школе нужен был рейтинг.. Так вот выдавить ее из школы не удалось, она провалила математику, остальные на высокий балл сдала. В этом году подала заявление на базе этой школы на повторную сдачу. Усиленно занималась. Так ей 20го мая директор школы объявила, что решением педсовета она не допущена... При этом она -выпускник прошлого года... Поэтому и нам-родителям и ей пришлось вникнуть в эту систему недопуска. Оказалось, что относительно выпускников прошлых лет, школа вообще не имеет никаких прав в части допуска/недопуска, а в отношении выпускников текущего года все очень и очень туманно... Педсовет ли решает или директор... не понятно. Механизм в нашей школе такой: вызывают к директору родителей, ставят в известность, что ученик может быть не допущен, предлагают забрать из школы документы. Родители в шоке... 11ый класс все таки и этот шок наводит их на мысль подкупить этого директора... Так школе преподносятся подарки, выделяются деньги.. Итог- ученик допущен, директор доволен и готов рейтингом рисковать.... А мы подарка не сделали, вот и давили на нас нещадно этим недопуском... Помимо нашей ситуации, есть более тяжелые случаи... Суицид... в выпускном 11 классе... это вообще ни в какие ворота... Вот и получается, что недопуск - это не то, что мотивирует к образованию, это то, что разрушает представление о системе образования... Конечно бывают ситуации, когда повторное обучение необходимо, но ведь не из-за одного предмета в выпускном классе.... Тем более что оценки могут быть субъективны, ведь никто кроме учителя не видит этих работ... Так почему же этот допуск зависит только от школы,..... где объективность??????
Полезные ссылки
http://vashgorod.ru/news/23012/%D0%95%D0%93%D0%AD+%D0%BC%D0%BE%D0%B3+%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0
ЕГЭ мог довести новокузнецкого школьника до суицида
Гарик-сухарик
28.05.2014
Ответ пользователюPechaliNatali
не допустили выпускника прошлого года? да что за бред?! Вы обращались куда-нибудь с жалобами?
Гарик-сухарик
28.05.2014
Ответ пользователюPechaliNatali
а что если поступить вашей дочери в колледж, на базе 9 классов? в колледжи ведь сейчас не нужно экзаменов сдавать... отучилась бы там, а после могла бы в вуз поступить, уже без ЕГЭ... Вы такой вариант рассматривали?
PechaliNatali
28.05.2014
Ответ пользователюГарик-сухарик
В прошлом году после несданного ЕГЭ решили с колледжем не связываться, колледж -это программа 10, 11 го класса заново плюс проф уклон... Терять два года очень не хотелось... Дочь пошла работать и параллельно занималась с репетитором. С марта с работой закончили, только подготовкой к матем занята. Конечно после объявленного недопуска в этом году, я написала письмо в отдел образования, звонила туда. В школу дочь заявление написала с просьбой выдать уведомление на ЕГЭ, после этого выдали, сказали - ой а мы не знали, что выпускники прошлого года автоматически допускаются
Похожие вопросы:
Учебные заведения по теме:
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. АлиеваРеспублика Карачаево-Черкессия | Севастопольский государственный университетРеспублика Крым | |||
Брянский государственный университет имени академика И.Г. ПетровскогоБрянская область | Белгородский государственный национальный исследовательский университетБелгородская область |