Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7324
Ответов:31413

Диплом - гарантия трудоустройства?

29 Апрель 2010
Тематика: профориентация, выбор профессии, высшее образование

Диплом об окончании высшего учебного заведения не является гарантией трудоустройства молодого специалиста. Как показали результаты опроса, который прове­ли журнал «Деловой Кузбасс», кадровые агентства «ПРОФИ» (Кемерово) и «АНКОР» (Новокузнецк), возможности выпускников кузбасских вузов, к сожалению, редко совпадают с желаниями работодателей.

Опрос, приуроченный к «круглому столу» по теме «Взаимодействие рынка труда и системы высшего профессионально­го образования области: состояние, возмож­ности, сценарии сближения», был проведен в период с 3 по 16 февраля 2010 года в городах Кемерове и Новокузнецке. В опросе приняли участие 58 работодателей (предприятия и организации разной формы собственности и различной отраслевой направленности) и 126 студентов выпускных курсов (81 % из числа которых обучается на бюджетной основе, 19 % — на коммерческой основе) высших учебных заведений Кузбасса*.

 

Диаграмма 1. Если ваше предприятие (компания, организация) практикует прием на работу выпускников вузов, то исходя из каких соображений?
Прием вузов на работу

Из полученных результатов следует, что 64 % кузбасских работодателей, принявших участие в исследовании, обычно принимают на работу молодых специалистов сразу после окончания ими вузов либо еще в процессе об­учения. Однако в 2008–2009 годах, в период финансово-экономического кризиса, только треть (36 %) работодателей остались верны традиции. Треть (33 %) из числа предприятий – участников опроса в течение последнего года была вынуждена сокращать имеющихся специалистов, объявлять мораторий на прием новых кадров.

В качестве причин приема на работу молодых специалистов работодатели называют в первую очередь стремление формировать ка­дровый резерв для собственных предприятий (47 %). На втором месте по популярности оказалась мобильность выпускников вузов, их готовность трудиться по гибкому графику (21 %). Вместе с тем 14 % респондентов признали: опытные специалисты даже не рассматривают некоторые вакансии, поэтому работодатели вынуждены привлекать на них молодежь (см. диаграмму 1).

Работодатели сейчас предлагают вы­пускникам следующие вакансии: менеджер по продажам; менеджер по рекламе; менеджер по персоналу; торговый агент; маркетолог; мерчен­дайзер; продавец; кассир; бухгалтер; экономист; юрист; офис-менеджер; ассистент руководителя; администратор; психолог; аналитик; специалист по массовым видам страхования; инженер-технолог; контролер по качеству; шеф-повар; кондитер; официант (с последующим карьерным ростом — менеджер, директор, повар-бригадир, заведующий производством, бренд-шеф и т.д.); спасатель; наладчик технологического и элек­трического оборудования; рабочий; мастер строительного участка; медицинская сестра; врач-стоматолог; ведущий радиоэфира; во­лонтер; грузчик.

Диаграмма 2. Если ваше предприятие (компания) обычно не принимает на работу выпускников высших учебных заведений сразу после окончания вуза, то почему?
Прием на работу выпускников

По мнению работодателей, принявших участие в опросе, сегодня главными мотивами прихода молодежи на их предприятия служат возможности карьерного роста (42 %), престиж предприятия (компании) (34 %), высокая за­работная плата (19 %). Около 5 % респондентов отмечают, что, получив некоторые специально­сти, выпускники вузов могут трудоустроиться в Кемеровской области только на их предприятия. Среди других факторов, которые привлекают молодых людей, — возможность официального трудоустройства с получением «белой» зара­ботной платы.

Отказ в приеме на работу выпускников вузов работодатели чаще всего обосновывают отсутствием у молодых специалистов навыков по профессии (31 %), их слишком высокими зарплатными ожиданиями (24 %) и легкомыс­ленным отношением к работе (21 %), а также нежеланием молодых людей начинать трудовую деятельность с рядовой должности (20 %) (см. диаграмму 2).

Вместе с тем по выбранной специально­сти собирается трудиться подавляющее боль­шинство (85 %) студентов, принявших участие в опросе (см. диаграмму 3). 64 % студентов-выпускников мотивируют данное желание тем, что «специальность им подходит, они вы­брали ее делом своей жизни», 18 % считают эту специальность востребованной сегодня на рынке труда, еще 10 % считают ее «вос­требованной и хорошо оплачиваемой». 10 % выпускников вузов констатируют: «Я больше ничего не умею, а деньги зарабатывать надо» (см. диаграмму 4).

Нежелание трудиться по получаемой специальности студенты-выпускники объ­ясняют тем, что их не устраивают уровень заработной платы (48 %) и должность (20 %), на которые они смогут в данном случае пре­тендовать. Еще 25 % опрошенных полагают: сейчас трудно найти работу по этой специ­альности.

 

 

Диаграмма 3. Планируете ли вы по окончании вуза работать по специальности, которую получаете в настоящее время
Где работать после вуза?

Студенты выпускных курсов высших учебных заведений признаются, что только треть из них (34 %) уже получили предложения от ра­ботодателей о возможном трудоустройстве по специальности. Небольшой части выпускников (7 %) предлагали работу не по специальности. 59 % студентов-участников опроса вообще не получали предложений о трудоустройстве. За­метим, 70 % опрошенных студентов хотели бы занять место в крупной государственной компа­нии федерального уровня, в государственном / муниципальном учреждении либо в органах государственной / муниципальной власти (см. диаграмму 5).

Только половина (48 %) студентов вы­пускных курсов высших учебных заведений региона на текущий момент обладают каким-то опытом работы по специальности, которой они обучаются в вузе. Но именно отсутствие практического опыта у молодых специали­стов существенно ограничивает их шансы на рынке труда. В свою очередь, хотя ра­ботодателей и не устраивает тот факт, что молодым специалистам не хватает опыта работы по профессии, только 33 % из них в настоящее время принимают студентов на производственную практику, еще 6 % планируют начать это делать в ближайшем будущем. Лишь 14 % предприятий, как следует из результатов опроса, применяют целевую подготовку специалистов в рамках договоров с учебными заведениями высшего, среднего и начального профессионального образования. Но многие считают именно такой вариант формирования «кадрового резерва» наиболее эффективным в текущих условиях.

 

Диаграмма 4. По какой причине Вы планируете работать по той специальности, которую получаете?

Поскольку учебные заведения готовят специалистов для экономики и других сфер жизни общества, пожелания работодателей в их адрес, в данном случае – в адрес высших учебных заведений – вполне закономерны. Тем более что 48 % работодателей оценили уровень профессиональной подготовки вы­пускников вузов по профилю своего пред­приятия как средний, еще 48 % — как низкий. И только 4 % назвали его высоким. Суммируя мнения работодателей, которые были по­лучены в ходе исследования, можно сделать главный вывод — вузам в процессе обучения требуется больше внимания уделять форми­рованию у студентов практических навыков.

Приведем некоторые мнения работо­дателей:

«Нужно проводить более тщательный отбор абитуриентов»;

— «Необходимо более тесное сотрудни­чество с работодателями, чтобы выпускники имели возможность освоить теоретический курс на практике и проявить себя в работе, а работодатели смогли сформировать «ка­дровый резерв» из молодых специалистов и оценить, в какой области недостаточно теоретических знаний у выпускников»;

— «Даже максимально теоретически подкованный студент зачастую совершенно не готов к практическому применению своих знаний в реальной работе»;

— «Специальные, профильные предметы должны преподавать практики! А все теорети­ческие знания должны дополняться приклад­ными / практическими инструментами»;

Диаграмма 5. На предприятии (в организации) какой формы собственности Вы бы предпочли работать, закончив вуз по данной специальности?
Работа для выпускников вузов

— «Вуз не приучает студентов работать в режиме постоянной высокой нагрузки, выпускникам сложно адаптироваться к ре­гулярной работе в высоком темпе»;

— «Вузы должны заботиться о трудоу­стройстве своих выпускников и учитывать по­требности работодателей в необходимом числе выпускников конкретных специальностей, чтобы выпускники работали по полученной в вузе специальности. Это изменит отношение будущих выпускников к учебе, так как целью обучения в вузе должно быть получение образования, а не диплома»;

— «Высшим учебным заведениям следу­ет не бояться (и это, соответственно, должно быть выгодно вузам) выдавать дипломы только выпуск-никам, которые действительно успешно освоили учебный курс, нерадивых учеников оставлять без диплома. Вузы должны нести ответственность за качество подготовки спе­циалистов!»;

— «В качестве пожеланий к вузам: плюс к знаниям студентам нужно «прививать» и развивать в них в период обучения личност­ный потенциал, компетенции понимания бизнес-процессов, нацеленность на результат (акцент на том, что его работа не ради работы), ответственность. При наличии профессио­нальных знаний и личностных компетенций у современных студентов есть существенное преимущество при трудоустройстве на работу, без фактического опыта».

С работодателями согласны студенты. Они также считают, что «нужно давать больше практики, чем теории», развивать «мобиль­ность, креативность, обучаемость, а все остальные качества можно развить самому, непосредственно в процессе работы».

 

Источник: журнал «Деловой Кузбасс»


Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

До начала XVIII века в Московском государстве существовала должность целовальника, которые избирались жителями городов и уездов для губного дела. Как бы мы назвали губных целовальников сегодня?

Комментарии (1)

3 Оцените комментарий: Ответить
16 Ноябрь 2019 в 01:41
Хорошо написано!
Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: