Диплом об окончании высшего учебного заведения не является гарантией трудоустройства молодого специалиста. Как показали результаты опроса, который провели журнал «Деловой Кузбасс», кадровые агентства «ПРОФИ» (Кемерово) и «АНКОР» (Новокузнецк), возможности выпускников кузбасских вузов, к сожалению, редко совпадают с желаниями работодателей.
Опрос, приуроченный к «круглому столу» по теме «Взаимодействие рынка труда и системы высшего профессионального образования области: состояние, возможности, сценарии сближения», был проведен в период с 3 по 16 февраля 2010 года в городах Кемерове и Новокузнецке. В опросе приняли участие 58 работодателей (предприятия и организации разной формы собственности и различной отраслевой направленности) и 126 студентов выпускных курсов (81 % из числа которых обучается на бюджетной основе, 19 % — на коммерческой основе) высших учебных заведений Кузбасса*.
Диаграмма 1. Если ваше предприятие (компания, организация) практикует прием на работу выпускников вузов, то исходя из каких соображений? |
Из полученных результатов следует, что 64 % кузбасских работодателей, принявших участие в исследовании, обычно принимают на работу молодых специалистов сразу после окончания ими вузов либо еще в процессе обучения. Однако в 2008–2009 годах, в период финансово-экономического кризиса, только треть (36 %) работодателей остались верны традиции. Треть (33 %) из числа предприятий – участников опроса в течение последнего года была вынуждена сокращать имеющихся специалистов, объявлять мораторий на прием новых кадров.
В качестве причин приема на работу молодых специалистов работодатели называют в первую очередь стремление формировать кадровый резерв для собственных предприятий (47 %). На втором месте по популярности оказалась мобильность выпускников вузов, их готовность трудиться по гибкому графику (21 %). Вместе с тем 14 % респондентов признали: опытные специалисты даже не рассматривают некоторые вакансии, поэтому работодатели вынуждены привлекать на них молодежь (см. диаграмму 1).
Работодатели сейчас предлагают выпускникам следующие вакансии: менеджер по продажам; менеджер по рекламе; менеджер по персоналу; торговый агент; маркетолог; мерчендайзер; продавец; кассир; бухгалтер; экономист; юрист; офис-менеджер; ассистент руководителя; администратор; психолог; аналитик; специалист по массовым видам страхования; инженер-технолог; контролер по качеству; шеф-повар; кондитер; официант (с последующим карьерным ростом — менеджер, директор, повар-бригадир, заведующий производством, бренд-шеф и т.д.); спасатель; наладчик технологического и электрического оборудования; рабочий; мастер строительного участка; медицинская сестра; врач-стоматолог; ведущий радиоэфира; волонтер; грузчик.
Диаграмма 2. Если ваше предприятие (компания) обычно не принимает на работу выпускников высших учебных заведений сразу после окончания вуза, то почему? |
По мнению работодателей, принявших участие в опросе, сегодня главными мотивами прихода молодежи на их предприятия служат возможности карьерного роста (42 %), престиж предприятия (компании) (34 %), высокая заработная плата (19 %). Около 5 % респондентов отмечают, что, получив некоторые специальности, выпускники вузов могут трудоустроиться в Кемеровской области только на их предприятия. Среди других факторов, которые привлекают молодых людей, — возможность официального трудоустройства с получением «белой» заработной платы.
Отказ в приеме на работу выпускников вузов работодатели чаще всего обосновывают отсутствием у молодых специалистов навыков по профессии (31 %), их слишком высокими зарплатными ожиданиями (24 %) и легкомысленным отношением к работе (21 %), а также нежеланием молодых людей начинать трудовую деятельность с рядовой должности (20 %) (см. диаграмму 2).
Вместе с тем по выбранной специальности собирается трудиться подавляющее большинство (85 %) студентов, принявших участие в опросе (см. диаграмму 3). 64 % студентов-выпускников мотивируют данное желание тем, что «специальность им подходит, они выбрали ее делом своей жизни», 18 % считают эту специальность востребованной сегодня на рынке труда, еще 10 % считают ее «востребованной и хорошо оплачиваемой». 10 % выпускников вузов констатируют: «Я больше ничего не умею, а деньги зарабатывать надо» (см. диаграмму 4).
Нежелание трудиться по получаемой специальности студенты-выпускники объясняют тем, что их не устраивают уровень заработной платы (48 %) и должность (20 %), на которые они смогут в данном случае претендовать. Еще 25 % опрошенных полагают: сейчас трудно найти работу по этой специальности.
Диаграмма 3. Планируете ли вы по окончании вуза работать по специальности, которую получаете в настоящее время |
Студенты выпускных курсов высших учебных заведений признаются, что только треть из них (34 %) уже получили предложения от работодателей о возможном трудоустройстве по специальности. Небольшой части выпускников (7 %) предлагали работу не по специальности. 59 % студентов-участников опроса вообще не получали предложений о трудоустройстве. Заметим, 70 % опрошенных студентов хотели бы занять место в крупной государственной компании федерального уровня, в государственном / муниципальном учреждении либо в органах государственной / муниципальной власти (см. диаграмму 5).
Только половина (48 %) студентов выпускных курсов высших учебных заведений региона на текущий момент обладают каким-то опытом работы по специальности, которой они обучаются в вузе. Но именно отсутствие практического опыта у молодых специалистов существенно ограничивает их шансы на рынке труда. В свою очередь, хотя работодателей и не устраивает тот факт, что молодым специалистам не хватает опыта работы по профессии, только 33 % из них в настоящее время принимают студентов на производственную практику, еще 6 % планируют начать это делать в ближайшем будущем. Лишь 14 % предприятий, как следует из результатов опроса, применяют целевую подготовку специалистов в рамках договоров с учебными заведениями высшего, среднего и начального профессионального образования. Но многие считают именно такой вариант формирования «кадрового резерва» наиболее эффективным в текущих условиях.
Диаграмма 4. По какой причине Вы планируете работать по той специальности, которую получаете? |
Поскольку учебные заведения готовят специалистов для экономики и других сфер жизни общества, пожелания работодателей в их адрес, в данном случае – в адрес высших учебных заведений – вполне закономерны. Тем более что 48 % работодателей оценили уровень профессиональной подготовки выпускников вузов по профилю своего предприятия как средний, еще 48 % — как низкий. И только 4 % назвали его высоким. Суммируя мнения работодателей, которые были получены в ходе исследования, можно сделать главный вывод — вузам в процессе обучения требуется больше внимания уделять формированию у студентов практических навыков.
Приведем некоторые мнения работодателей:
— «Нужно проводить более тщательный отбор абитуриентов»;
— «Необходимо более тесное сотрудничество с работодателями, чтобы выпускники имели возможность освоить теоретический курс на практике и проявить себя в работе, а работодатели смогли сформировать «кадровый резерв» из молодых специалистов и оценить, в какой области недостаточно теоретических знаний у выпускников»;
— «Даже максимально теоретически подкованный студент зачастую совершенно не готов к практическому применению своих знаний в реальной работе»;
— «Специальные, профильные предметы должны преподавать практики! А все теоретические знания должны дополняться прикладными / практическими инструментами»;
Диаграмма 5. На предприятии (в организации) какой формы собственности Вы бы предпочли работать, закончив вуз по данной специальности? |
— «Вуз не приучает студентов работать в режиме постоянной высокой нагрузки, выпускникам сложно адаптироваться к регулярной работе в высоком темпе»;
— «Вузы должны заботиться о трудоустройстве своих выпускников и учитывать потребности работодателей в необходимом числе выпускников конкретных специальностей, чтобы выпускники работали по полученной в вузе специальности. Это изменит отношение будущих выпускников к учебе, так как целью обучения в вузе должно быть получение образования, а не диплома»;
— «Высшим учебным заведениям следует не бояться (и это, соответственно, должно быть выгодно вузам) выдавать дипломы только выпуск-никам, которые действительно успешно освоили учебный курс, нерадивых учеников оставлять без диплома. Вузы должны нести ответственность за качество подготовки специалистов!»;
— «В качестве пожеланий к вузам: плюс к знаниям студентам нужно «прививать» и развивать в них в период обучения личностный потенциал, компетенции понимания бизнес-процессов, нацеленность на результат (акцент на том, что его работа не ради работы), ответственность. При наличии профессиональных знаний и личностных компетенций у современных студентов есть существенное преимущество при трудоустройстве на работу, без фактического опыта».
С работодателями согласны студенты. Они также считают, что «нужно давать больше практики, чем теории», развивать «мобильность, креативность, обучаемость, а все остальные качества можно развить самому, непосредственно в процессе работы».
Источник: журнал «Деловой Кузбасс»