Работа учителя состоит из множества задач, которые направлены на обучение детей. Кроме того, ему приходится взаимодействовать с родителями школьников, и встречи с ними не всегда проходят гладко, ведь педагогу в общении часто приходится искать компромиссы.
Проблема взаимопонимания
В работе учителя бывают такие моменты, когда кажется, что проще «повернуть реку вспять», чем добиться понимания. Это, в частности, касается отношений с родителями учеников на индивидуальных встречах и родительских собраниях. На последних учитель выступает перед большим количеством взрослых людей. Его задача не только рассказать им об успеваемости их детей, но и выслушать саму аудиторию. Сложно сказать, какая из сторон допускает ошибки, ведь субъективным может быть как родитель, так и учитель, поэтому все зависит от ситуации.
Кадр из фильма «Эта дурацкая любовь»
Педагог находится с детьми целый день и видит со стороны их поведение, контролирует успеваемость. При этом он может делать справедливые замечания и стремиться изо всех сил «подтянуть» отстающего школьника. Однако многие родители критически относятся к требованиям учителя и говорят, что он «слишком придирчив», «занижает оценку» и т.д., хотя на самом деле это может быть не так. В то же время некоторые учителя действительно необъективно относятся к детям, что недопустимо.
В любом случае, педагогу стоит выработать такие отношения, при которых не пострадала бы ни одна из сторон.
Поиск «золотой середины» в отношениях
Чтобы общение с детьми и встречи с родителями проходили в доброжелательной атмосфере, нужно учесть несколько нюансов. Родительское собрание само по себе очень напряженное мероприятие, и психологи в таких случаях советуют заранее не ждать плохого исхода. Если постоянно ожидать провала, то можно его и получить. Но когда настроишься на спокойное и позитивное восприятие, можешь достигнуть компромисса даже в самой неразрешимой ситуации.
Кадр из фильма «Географ глобус пропил»
Настоящий педагог должен быть дипломатом. Умение говорить интересно, содержательно и емко – одно из самых ценных качеств учителя. Важно донести до родителей суть вопроса, не перескакивая с темы на тему и не запинаясь. При этом нужно следить за тем, чтобы и сами родители не уводили говорящего от цели собрания. В то же время учитель должен уметь слушать своих учеников и их родителей, слыша при этом ту проблему, которую они хотят донести.
Педагог-родитель
Учителя – тоже родители, и иногда получается так, что их ребенок попадает учиться к ним в класс. В этом случае стоит придерживаться нескольких правил в общении с ним «на глазах» класса:
- никогда не выделять своего ребенка в классе;
- не подвергать критике;
- стараться оценивать его знания так же, как и у других.
Дети учителей всегда на виду и им порой достается больше, чем остальным. Поэтому учителю стоит добиваться непредвзятого к ним отношения.