ИЕСЭН НГПУ: естественный выбор

О становлении и развитии института, специальностях и студенческой жизни рассказала директор Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета Наталья Валерьевна Кандалинцева.

– ИЕСЭН – одно из старейших учебных подразделений нашего вуза, образовавшееся еще при его открытии в 1935 году. Как менялся институт в течение 77 лет своего существования?

– Первый выпуск географического факультета НГПИ состоялся в предвоенном 1940 году, тогда дипломы учителей географии получили 13 человек. В настоящее время в Институте естественных и социально-экономических наук восемь выпускающих кафедр, в минувшем году они выпустили в жизнь 373 специалиста, среди них – учителя географии, химии, биологии, безопасности жизнедеятельности, английского языка, бакалавры естественнонаучного образования, педагоги профессионального обучения, педагоги-психологи, а также регионоведы и экологи. 

Конечно, такие перемены случились не единовременно, это результат работы многих поколений талантливых преподавателей, которые радели за развитие факультета даже в самые тяжелые годы. Так, вторая кафедра факультета – кафедра естествознания была открыта осенью 1944 года. Еще шла война, но люди уже думали о будущем: что будет мир, будут дети, им будут нужны учителя. Уже в послевоенные годы факультет начал готовить учителей биологии, а с 1963 года – и учителей химии.

В 1975 году в связи с острой нехваткой в сельских школах учителей иностранного языка в рамках эксперимента, в котором принимали участие четыре педвуза России, на ЕГФ появилась сдвоенная специальность «География и иностранный (английский) язык». Эта специальность стала третьей специальностью факультета наряду с традиционно реализуемыми специальностями «География и биология» и «Биология и химия».

Целый ряд новых специальностей открылся на ЕГФ в 1990-х годах, в том числе «Химия и экология», «Биология и психология», «Валеология». В 2002 году состоялся набор на первую «непедагогическую» специальность – «Регионоведение».

В 2004 году аттестационная комиссия, посетившая НГПУ с очередной проверкой, порекомендовала расширить факультет до размеров института при университете. Так возник Институт естественных и социально-экономических наук.

– Какие существенные изменения произошли в результате  смены статуса?

– В 2005 году была получена лицензия на подготовку специалистов по программам классических университетов «Химия», «Экология», «Геоэкология», в том же году мы получили первые бюджетные места на эти специальности – всего 12. В последующем наборы на университетские специальности существенно увеличились, и сегодня половина студентов дневной формы обучения в ИЕСЭН обучается по программам классических университетов.

Естественно, что новый статус способствовал и развитию сотрудничества института с научными организациями и вузами, в том числе зарубежными. С 2009 года мы активно сотрудничаем с Синьцзянским университетом (Урумчи, Китай). В рамках сотрудничества осуществляются студенческие обмены, практики и языковые стажировки. Стоит отметить, что в этих обменах участвуют студенты разных специальностей. В прошлом году в Китай ездили регионоведы и химики, изучавшие китайский язык в Учебном центре ИЕСЭН по программе дополнительного образования. У нас есть также магистерские программы, реализуемые совместно с вузами других регионов: РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск).

– ИЕСЭН НГПУ пользуется достаточно большой популярностью у абитуриентов. В чем ваш секрет?

– Это результат труда наших педагогов, наших студентов. Мы фактически ежегодно обновляем перечень наших специальностей с учетом интересов и абитуриентов, и работодателей. В прошлом году, например, на направлении «Педагогическое образование» мы возродили сдвоенные профили. Опыт показал, что выпускники, подготовленные к преподаванию двух предметов, более успешны и в школе, и вне ее стен. В этом году мы также открываем новые, востребованные на рынке труда профили «Биология и химия» и «Экологическая экспертиза». Традиционно заботимся о трудоустройстве наших выпускников, большинство из них выполняют дипломные работы в организациях, готовых принять их на работу. Кроме того, у нас замечательный студенческий коллектив – сплоченный творческий актив, КВН, спорт, художественная самодеятельность. Качественное образование, с одной стороны, и яркое студенчество – с другой – вот, что привлекает абитуриентов.

– В рамках реализации Программы стратегического развития НГПУ особое внимание было решено обратить на развитие естественнонаучного направления. Какие перемены в связи с этим происходят в вашем институте?

– У нас значительно усилилась материально-техническая база, закуплено новое высокотехнологическое оборудование, современные аналитические приборы, организованы ресурсные центры методик обучения биологии, химии, географии, безопасности жизнедеятельности, открыты новые научно-образовательные центры. Это оборудование позволит нам и учебные практикумы совершенствовать, и дипломные работы выполнять на качественно новом уровне. Конечно, наши магистранты и аспиранты тоже рады таким приобретениям, надеюсь, это даст им новый импульс к успешной работе.

– Студенчество – это не только учеба и научная деятельность. Расскажите, принимают ли студенты вашего института участие в культурной и общественной жизни вуза?

– Конечно. В этом году наша студенческая программа заняла второе место в «Студенческой весне в НГПУ». У нас замечательный студенческий актив, очень инициативный, ребята стремятся разнообразить жизнь не только своего института, но и университета в целом, с удовольствием организуют различные мероприятия. Этой зимой, например, выезжали вместе со студентами ФКиДО в Коченево с концертом для военной части.

– Какие перспективы открываются перед выпускниками ИЕСЭН НГПУ?

– Выпускники ИЕСЭН востребованы в различных сферах деятельности: образовании, науке, бизнесе, управлении, общественной жизни, в школах, вузах, производственных предприятиях, научно-исследовательских институтах. Ребята там не только работают после окончания университета, но и проходят практику во время обучения.

– Практика в Институте естественных и социально-экономических наук – это, наверное, очень интересно…

– Конечно. Сильная практическая подготовка – это одна из особенностей нашего института. Наши биологи и экологи выезжают в поля и леса, изучают природу. У географов особо популярны «дальние практики», в прошлом году они ездили в Ярославль, в этом – собираются в Санкт-Петербург. Студенты-химики вместе с сотрудниками Института неорганической химии СО РАН пару недель живут на Обском море, проводят там исследования влияния тяжелых металлов на водную флору, а на технологическую практику ездят на «Алтайвитамины» и «Эвалар». На каждом направлении подготовки свои варианты практик, все они очень интересны.


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет